Игровая активность тесно связана с отдыхом, наслаждением и обучением. Считается, что она позволяет подготовиться к будущим сложным и неожиданным ситуациям в безопасных условиях. Недаром игровое поведение широко распространено в царстве животных.
Не так давно его заметили даже у насекомых — шмелей, которые с удовольствием катали крошечные шарики. А новая работа немецких этологов дала первый пример локомоторной игры насекомых, связанной с перемещениями собственного тела, а не стороннего объекта. Статья представлена в онлайн-библиотеке препринтов bioRxiv.
Для экспериментов Тильман Трифан (Tilman Triphan) и Вольф Хютерот (Wolf Huetteroth) из Лейпцигского университета устроили в полу вольера крошечную вращающуюся платформу, подходящую для плодовых мушек. Дрозофил помещали в безопасную, но бедную разнообразными стимулами обстановку, где карусель была единственным способом «развлечься».
Некоторые мухи проявили к платформе большой интерес и проводили на ней не менее пяти процентов всего времени. Если же в вольере были две карусели, которые вращались по пять минут по очереди, то испытуемые пересаживались с одной на другую — ту, которая работала в этот момент.
Таким образом дрозофилы разделились на три группы. Большинство демонстрировали равнодушие к вращающейся платформе или ее отсутствию. Второй группе такое кружение не нравилось, и они чаще избегали сидеть на карусели. Ну а третья группа оказалась весьма «игривой», стараясь проводить на ней больше времени.
«Поведение мух соответствует всем критериям игрового, каким мы представляем его по другим животным. Другого объяснения этому пока нет. Но связано ли это с получением удовольствия, радостью, — уже следующий вопрос», — прокомментировала работу Самади Гальпейги (Samadi Galpayage), этолог из Лондонского университета Королевы Марии.
https://naked-science.ru/article/biology/muham-ponravilos-katatsya-na-karuseli |