Когда певчие птицы расписные малюры видят хищника и одновременно слышат сигналы других птиц, они запоминают эти сигналы как тревожные и впоследствии реагируют на них соответствующе. Орнитологи из Австралии обнаружили, что птицы могут учиться косвенно от других птиц — если они слышат тревожные сигналы вместе с совершенно новыми для них звуками, они запоминают эти звуки как опасные, хотя никакой непосредственной опасности от них не исходило.
В природе многие животные распознают сигналы тревоги от представителей других видов, уязвимых для тех же хищников.В том числе это известно про многие виды птиц. Такой механизм очень важен, поскольку хищники часто прячутся или движутся очень быстро, и их трудно заметить. Увидев хищника и одновременно услышав тревожные крики, птицы могут связать два эти сигнала в прочную ассоциацию. Авторы исследования решили проверить, могут ли птицы научиться бояться новых для них звуков, не видя самой угрозы, а ориентируясь только на тревожные сигналы других птиц.
Для того чтобы проверить возможности социального обучения, Доминик Потвин (Dominique A. Potvin) из Австралийского национального университета и ее коллеги провели эксперимент с небольшими певчими птицами — прекрасными расписными малюрами (Malurus cyaneus) в их естественной среде обитания. В эксперименте участвовали 16 индивидуально помеченных малюров.
В начале эксперимента птицам воспроизводили через динамики, установленные прямо в лесу, два незнакомых для них звука: тревожный крик птицы, которую они никогда не встречали, и синтезированный звук «Бзззз». Оба эти звука не вызывали у птиц тревоги сами по себе. На этапе обучения, продолжавшемся три дня, один из этих звуков (для половины птиц один, а для другой половины — другой) воспроизводили вместе с тревожными сигналами птиц, хорошо известных малюрам. Эти тревожные сигналы заставляли малюров улетать в 95,5 процентах случаев, то есть вызывали нормальную сильную реакцию на потенциальную опасность. Третьим этапом эксперимента стала проверка реакции малюров на новые звуки спустя день, два дня и неделю после обучения. В первый день после обучения малюры улетали, услышав тот самый новый звук, в в 81 проценте случаев, а во второй день — в 78 процентах случаев. При этом второй из новых звуков, с которым изначально не связывали тревожные сигналы, вызывал такую реакцию только в 28 процентах случаев, то есть результаты нельзя объяснить ростом общей настороженности. Через неделю малюры по-прежнему так же сильно реагировали на новый звук, который теперь означал для них опасность.
Авторы исследования отмечают, что, никогда прежде не встречая подобные звуки, малюры поняли от других птиц, что значит новый звук. Это первое доказательство того, что птицы способны к социальному обучению, что они могут сопоставить звуки с их значением. Эти способности могут позволить птицам принимать в расчет новые угрозы, просто слыша о них от других, не сталкиваясь с ними напрямую. Авторы предполагают, что такими способностями обладают и другие певчие птицы.
https://nplus1.ru/news/2018/08/03/you-have-got-to-listen |