Шимпанзе, как мог бы спеть Борис Борисович Гребенщиков, становятся ближе с каждым днём — психологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) сообщают в Frontiers in Psychology, что им удалось найти много общего в жестикуляции у обыкновенного шимпанзе, бонобо и человека.
Когда человек появляется на свет, он, разумеется, не владеет речью и общаться с другими может только на языке жестов. Кристен Гиллеспи-Линч и её коллегам пришло в голову сравнить, как развивается язык жестов у человека и человекообразных обезьян. Исследование проводилось с самкой обыкновенного шимпанзе, самкой бонобо и девочкой в младенческом возрасте. Все «участники эксперимента» общались с окружающими (с родственниками в случае девочки и с научными сотрудниками в случае обезьян), и это записывалось на видео. Наблюдения за девочкой продолжались с 11-месячного возраста до полутора лет; обезьян наблюдали с 12 месяцев до 26-ти. Шимпанзе общались со своими опекунами с помощью жестов, голосовых сигналов и лексиграмм (символических обозначений слов, используемых при обучении шимпанзе). У девочки лексиграммы были не в символическом виде, а в форме произносимых слов.
Первое, что увидели исследователи при анализе видеозаписей, это подтверждение старой теории о том, что язык происходит от жеста, — на первых порах и шимпанзе, и младенец использовали для общения жесты. Лишь потом роль символов начала возрастать. При этом дитя начало переходить на слова гораздо быстрее, чем маленькие обезьяны, которые даже под конец наблюдений продолжали полагаться преимущественно на жесты вместо символов-лексиграмм.
То есть жестикуляционная основа для языка была заложена эволюцией ещё у приматов, до появления человека. Причём, как полагают авторы работы, переход от жестов к языку у человека произошёл благодаря совмещению жестов и голосовых сигналов, ещё доречевого характера. В ходе наблюдений психологи заметили, что ребёнок обычно сопровождает жесты голосом, тогда как обезьяны жестикулировали молча.
Наконец, главное, что удалось увидеть, это сильное сходство собственно в жестах между ребёнком и маленькими обезьянами. Жести эти очевидны: например, дети поднимают руки, когда хотят, чтобы их самих взяли на руки, или показывают пальцем или головой на то, чего им хочется или что привлекает их внимание. До сих пор, однако, никто не проверял, используют ли эти простые и очевидные жесты обезьяны. Здесь, впрочем, важно было убедиться не только в том, что обезьяны их применяют, но что эти жесты предназначены для общения. У психологов есть критерии, по которым жест можно отнести к коммуникативным: тот, кто жестикулирует, должен смотреть в глаза партнёру, сопровождать жест голосовым сигналом или использовать ещё какой-нибудь способ, чтобы его жест заметили и отреагировали. Хотя обезьяны, как было сказано, предпочитали жестикулировать со ртом на замке, они всё же прилагали усилия, чтобы их заметили.
То есть и маленькие обезьяны, и маленькие люди используют одни и те же жесты для одинаковых целей и примерно в один и тот же период индивидуального развития. Человек, правда, потом догадался совместить жесты с голосом, и в результате возник язык. Но эволюция не останавливается ни на мгновение, поэтому, как знать, не порадуют ли нас в один прекрасный день шимпанзе собственным обезьяньим языком...
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/biologiya/10007197/ |