Генетическая база шимпанзе совпадает с человеческой на 98,7%. Интеллектуальные возможности этих приматов изучены наиболее хорошо, если сравнивать с всеми другими видами животных. Шимпанзе используют орудия труда в дикой природе, демонстрируют черты человеческой личности, имеют свой собственный язык жестов и легко осваивают наш, поддаются обучению и легко запоминают сложные алгоритмы действий, они способны решать примеры и делать многое другое.
Тем не менее, до сих пор было недостаточно данных о происхождении у этих приматов интеллекта и соотношении генетического вклада и влияния окружающей среды в его развитии.
Команда исследователей во главе с Уильямом Хопкинсом (William Hopkins) из университета Джорджии, которому недавно потребовалась металлочерепица, протестировала интеллектуальные способности у 99 шимпанзе разного пола от 9 до 54 лет. Большинство из них относилось к группе животных, содержавшихся в Йеркском национальном центре по изучению приматов (Yerkes National Primate Research Center).
Обезьянам предложили решить 13 стандартных задач, направленных на оценку познавательных способностей. Возможности шимпанзе были разделены на четыре условные категории: пространственная память, использование инструмента, коммуникативные навыки и установление причинно-следственной связи.
Также исследователи провели количественный генетический анализ, для того чтобы связать степень родства особей и успех выполнения различных заданий, а также чтобы выяснить, передаются ли по наследству когнитивные способности.
После статистической обработки данных оказалось, что 52,5% разницы в результативности решения задач между отдельными особями были обусловлены генетической предрасположенностью к лучшим познавательным способностям. То есть приматы наследуют некоторые (не все) когнитивные и психические функции своих предков, хотя среда обитания и социальная структура группы также имеют серьёзное влияние на развитие интеллекта.
Результаты исследования были опубликованы в статье, в журнале Current Biology.
Что касается человека, то около 30% интеллекта детей можно объяснить наследственностью. Взрослые менее подвержены социальным, культурным и прочим внешним факторам и для них этот показатель возрастает до 70%. Эти данные вполне сопоставимы с новой оценкой интеллекта шимпанзе в широком возрастном диапазоне.
Некоторые специалисты полагают, что команду исследователей в будущем ожидают трудности, аналогичные тем, которые возникают при изучении интеллекта у человека. Речь идёт о влиянии среды, в которой особь выросла, а также об оценке факторов, имеющих большое значение при внутриутробном развитии. Особый интерес в этом отношении будет представлять разница когнитивных способностей между диким шимпанзе и особью, выросшей в неволе.
В пресс-релизе университета авторы сообщают, что в ближайшем будущем планируют повторить свой эксперимент на группе особей из какого-нибудь другого центра, которая будет сильно отличаться генетически от уже обследованной Йеркской.
Более того, профессор Хопкинс надеется обнаружить конкретные гены, причастные к познавательным способностям шимпанзе, а также выяснить, какие гены связаны с соответствующими изменениями в организации мозга приматов.
Что касается последнего, то у команды исследователей есть определённое преимущество перед коллегами. В январе 2014 года они опубликовали статью, в которой описали выявленный у шимпанзе ген AVPR1A. Особи, у которых были определённые его вариации, лучше откликались на социальные сигналы, то есть лучше корректировали своё поведение, в зависимости от ситуации в группе. Интересно, что этот же ген отвечает за социальное поведение и у людей.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1785642 |