Семнадцать лет наблюдений за поведением семей диких шимпанзе в Гвинее показали, что эти обезьяны пристрастились к пальмовому вину, которое они воруют весьма оригинальным способом у местных жителей, заявляют приматологи в статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.
"Некоторые особи выпивали примерно 85 миллилитров чистого спирта, что примерно равно бутылке вина. Выпившие обезьяны демонстрировали все признаки опьянения, и они часто засыпали через несколько минут после обильных возлияний. Кроме того, один из пьяных самцов начал вести себя крайне беспокойно", — заявила Кимберли Хокингс (Kimberley Hockings) из университета Брукса в Оксфорде (Великобритания).
Хокингс и ее коллеги почти два десятилетия следили за жизнью наших ближайших родичей, обитающих в лесах в местности под названием Боссу на севере Гвинеи. В этом регионе доход и благополучие местных жителей зависит от достаточно необычной формы собирательства – "дикого" виноделия.
Когда местные гвинейцы отправляются в лес, они ищут не плоды или диких животных, а соцветия пальм из рода Raffia. Если верхушку ее цветка разрезать, то достаточно долгое время из него будет сочиться сироп, который через несколько часов забродит и превратится в пальмовое вино. Жители Боссу пользуются этим и прикрепляют к таким соцветиям пластиковые бутылки, куда стекает и где бродит сок пальм.
Первые же наблюдения за приматами показали, что шимпанзе научились извлекать вино из этих сосудов весьма оригинальным способом. Когда обезьяна находит бутылку, она срывает с соседних деревьев несколько листьев, частично пережевывает и сминает их, превращая их в своеобразную губку. Эту губку она заталкивает в сосуд, наполняет ее вином, вытаскивает и высасывает из нее жидкость.
Подобное поведение заинтересовало ученых, и они решили выяснить, что интересует шимпанзе – сок или алкоголь. Для этого они сопоставили долю спирта в вине в разное время суток с тем, когда обезьяны предпочитали посещать пальмовые "винзаводы".
В этом сравнении ученые исходили из простого постулата – если бы приматам нравился сок, но не спирт и связанные с ними ощущения, то тогда бы они посещали пальмы в то время, когда сироп еще не успел сильно забродить. В противном случае они или бы предпочитали сильно перебродившее пальмовое вино, или же не имели особых предпочтений.
Как оказалось, шимпанзе охотно пили и вино с низким, и с достаточно высоким содержанием алкоголя, что говорит о том, что их все же привлекал спирт и опьянение, а не сладость сока рафий и его высокая калорийность.
Данное открытие интересно в том плане, что в конце прошлого года генетики выяснили, что общий предок человека и шимпанзе попробовал алкоголь и приобрел гены, которые позволяют нам переносить большое количество этанола, примерно 10 миллионов лет назад.
Открытие своеобразного алкоголизма среди шимпанзе в Гвинее говорит о том, что подобная мутация была не случайной — по всей видимости, эта необычная для мира приматов способность позволила нашим предкам поедать перебродившие фрукты, к которым не прикасались другие обезьяны, и тем самым занять относительно пустующую экологическую нишу.
http://ria.ru/science/20150610/1069203729.html |