Анализ, охвативший четыре десятилетия, показал, что попытки предотвратить уничтожение китов не принесли желаемого результата.
Например, у восточного побережья Канады и Соединённых Штатов, по оценкам, осталось всего 460 северных гладких китов (Eubalaena glacialis). При этом власти обеих стран не бездействовали, принимая меры, которые должны были предотвратить запутывание животных в сетях и столкновение с судами. Так, в 2008 году было введено правило, предписывающее судам сбрасывать скорость в определённых районах. Срок его действия истекает в следующем году.
Джули ван дер Хоп и Майкл Мур из Океанографического института Вудс-Хоула (США) и их коллеги проанализировали все известные случаи гибели восьми видов крупных китов в северо-западной Атлантике в период с 1970 по 2009 год. За это время канули 122 северных гладких кита, 473 горбачей (Megaptera novaeangliae), 257 финвалов (Balaenoptera physalus) и десятки представителей других видов. Оказалось, что вмешательство человека, в особенности запутывание в сетях (67% случаев), стало самой распространённой причиной смерти.
Исследователи считают, что попытка защитить китов провалилась. В то же время нельзя не отметить определённые успехи на местном уровне: например, смещение морских магистралей в заливе Фанди между канадскими провинциями Нью-Брансуик и Новая Шотландия, несомненно, помогло сберечь китов.
Анализ также выявил направления будущих усилий. Так, особенно часто киты сталкиваются с судами в окрестностях мыса Хаттерас к северу от Морхед-Сити в штате Северная Каролина (США), где ничего не сделано для предотвращения трагедий. Тем не менее, по словам экспертов, следует радоваться уже тому, что хоть что-то предпринимается — причём не только составляются бумажки, но и выделяются деньги на мониторинг эффективности предписаний (например, с 2009 года регулярно проводится вскрытие погибших китов).
Чуть раньше Грег Силбер и Шеннон Беттридж из Национальной службы морского рыболовства США опубликовали доклад, в котором утверждается, что ещё рано говорить о степени эффективности вышеупомянутого правила, предписывающего снижение скорости. Авторы отмечали также, что срок действия ограничений необходимо продлить, распространив их на более мелкие суда.
http://science.compulenta.ru/712744/ |