Гольцы — довольно распространённый род лососёвых рыб, который насчитывает множество видов. Один из них, который называется Salvelinus malma, или, на американский манер, форель Долли Варден (Dolly Varden), обладает рядом интересных особенностей, продиктованных не совсем обычным образом жизни.
В первые пять лет жизни гольцы весной совершают ежегодные путешествия к северным водам Тихого океана, где находят себе пропитание. Потом они возвращаются в пресные воды (свою естественную среду обитания), где проводят зиму. После окончания путешествий рыбы могут остаться в пресных водах до конца своей 12-летней жизни, обходясь практически без пропитания.
Образ жизни и процесс миграции гольцов, обитающих в озере Чигник (Chignik Lake) на Аляске, изучали биологи Джонни Армстронг (Jonny Armstrong) и Морган Бонд (Morgan Bond) из Вашингтонского университета. Исследователи утверждают, что, когда заканчиваются годы миграции в морские воды, у этих рыб остаётся только одна возможность найти себе пропитание. Их добычей может стать лосось, заплывающий в их края во время нереста − только его икрой и питаются странные существа.
После подсчёта пропорции потребляемой и расходуемой рыбой энергии, биологи обнаружили дефицит в тысячу калорий. Тогда они задались вопросом: как же они выживают?
Армстронг и Бонд обратились к другим видам животных. Некоторые хищники, к примеру, питоны, также могут довольно долго обходиться без еды, когда неподвижно поджидают свою жертву. А некоторые перелётные птицы во время подготовки к длительному путешествию увеличивают в размерах свой кишечник, чтобы максимально набрать вес, а во время полёта сокращают его, чтобы было проще передвигаться.
Тогда биологи измерили размер кишечника гольцов до и после наплыва лосося в пресные воды. Оказалось, что сразу после наплыва длина кишечника рыб была в 2,6 раз больше нормы.
Цель такой природной хитрости довольно проста: рыбы могут потреблять гораздо больше пищи, если понимают, что вскоре им предстоит голодать. Таким образом в них поместится значительно больше лососёвой икры, чем им нужно для компенсации энергетических затрат, и поэтому позднее они могут обходиться без еды довольно долго.
"Мы были просто поражены тем, как животные научились менять размеры собственных органов в зависимости от потребностей", — говорит Армстронг.
Похожий механизм регулирования энергетических затрат наблюдается и у людей. Так, если мы устраиваем себе временные голодовки (с целью похудеть или очистить организм), то в следующий раз, когда мы вернёмся к нормальному образу питания, большая часть пищи окажется "в запасе" в виде жировых отложений. Ведь наученный горьким опытом организм уже предупреждён, что в его жизни могут настать тяжёлые времена, и нужно делать запасы "на чёрный день".
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1071908 |