Историк из Кембриджа объяснил, зачем советским вождям были нужны гибрид человека с приматом и его создатель.
История биолога Ильи Иванова,
который в 1920-х годах пытался скрещивать людей с обезьянами путем
искусственного оплодотворения, стала очень популярна в жёлтой прессе в
1990-е, когда были рассекречены многие советские архивы. Парагон
«желтизны», британская The Sun, снабдила статью об Иванове и его
экспериментах заголовком «Армия обезьян-мутантов для Сталина». В наши
дни, когда внимание бульварных газет приковано к другим сенсациям
(например, к королевской свадьбе и ее последствиям), Ивановым могут
спокойно заниматься серьёзные исследователи, которые умеют ставить
интересные вопросы.
Например, историк из Кембриджского университета Александр Эткинд
предлагает несколько объяснений того, почему советские власти довольно
долго финансировали и всячески поддерживали странные эксперименты тов.
Иванова.
Учёный, ещё в царской России сделавший себе имя на искусственной
инсеминации скота с целью улучшения породы, а затем увлёкшийся созданием
межвидовых гибридов (зебры с ослом, зубра с коровой, крыс, мышей,
кроликов и морских свинок в различных комбинациях), в 1924 году
представил советской Академии наук проект создания гибрида человека и
обезьяны.
Получив 10 тыс. долларов, в начале 1926 года Иванов отправился в Африку через Париж. Руководство Пастеровского института,
с энтузиазмом отнёсшееся к интересному начинанию, разрешило учёному
использовать центр исследования приматов в Гвинее (тогда бывшей частью
Французской Западной Африки). Прибыв на биостанцию, Иванов обнаружил,
что содержавшиеся там обезьяны не достигли половой зрелости. Как ни
странно, исследователь не стал учиться ловить обезьян у африканцев, а
отправился обратно в Париж. Биолог упражнялся в Пастеровском институте, а
заодно подрабатывал доктором Борменталем у Сергея Воронова
— хирурга, ставшего знаменитым благодаря разработанной им методике
омоложения пожилых богатых клиентов путём имплантации в их мошонки
фрагментов обезьяньих яичек. Вместе с Вороновым Иванов сумел пересадить
женский яичник обезьяне и оплодотворить её человеческой спермой (плод
был отторгнут на очень ранней стадии развития).
Иванов вернулся в Африку, где его ждала новая неудача. Три самки
шимпанзе не смогли забеременеть от человеческой спермы, и учёный решил
провести эксперимент на женщинах под видом медицинского обследования.
Французскому губернатору эта идея не понравилась, и Иванов с двумя
десятками шимпанзе вернулся в СССР, где продолжил работу в Сухумском
питомнике. Пять дам добровольно согласились вынашивать полуобезьян, но
возникли проблемы с генетическим материалом — до Абхазии живыми доехали
только четыре шимпанзе, и единственным взрослым самцом в питомнике
оказался 26-летний орангутанг, который вскоре после начала экспериментов
умер от кровоизлияния в мозг. Прежде чем в питомник попали новые
обезьяны, Иванов подвергся политической критике и был отправлен в
пятилетнюю ссылку в Алма-Ату, где через год с небольшим умер от
инсульта. Продолжать его дивные эксперименты никто не стал.
Александр Эткинд приводит три причины, по которым советские власти разрешали опыты по скрещиванию человека с приматами.
Первая — атеистическая пропаганда: во время презентации проекта
советскому правительству Иванов говорил, что гибрид человека и обезьяны
докажет, что верна теория эволюции, а не догмат о божественном
происхождении человека. Вторая причина — евгеника: некоторые
высокопоставленные покровители Иванова почему-то полагали, что
полуобезьяна будет более трудолюбивой и приспособленной к жизни в
коллективе, чем стопроцентный человек (да-да, в этом советские
коммунисты ничем не отличались от немецких фашистов, просто на
удивление). Третья причина — надежда на омоложение: лица, принимавшие
решения в СССР, не могли не знать о сотрудничестве Иванова с Вороновым.
Любопытно, что эксперименты последнего по трансплантации тканей,
осмеянные ещё при его жизни, нельзя назвать (полностью) шарлатанскими:
проведённые в 1990-х годах исследования показали, что имплантация
чужеродных тканей в тестикулы могла оказывать положительное влияние на
здоровье реципиентов: ткани приживались, потому что оказывались «по ту
сторону» гемато-тестикулярного барьера.
Эксперименты Ильи Иванова (как и опыты его коллеги Сергея
Воронова) оказали большое влияние на популярную культуру. Самый
очевидный пример — булгаковское «Собачье сердце», хотя можно вспомнить и
«Остров Крым» Василия Аксёнова («Может, ему обезьянью железу
пересадили?»), и «Град обречённый» братьев Стругацких («Очеловечивать их
[павианов] будете?»), и (с некоторой натяжкой) «Созвездие Козлотура»
Фазиля Искандера, и гипотетических сибирских обезьян из фильма «Гараж»,
выполняющих квартальный план. Хотя что там популярная культура — сама
жизнь каждый день заставляет сомневаться, что эксперименты Иванова были
неудачными и обезьянья альфа-ДНК не попала, например, в город Колпино
Ленинградской области.
|