Психологи и нейробиологи выделяют множество видов памяти, и одна из самых популярных её разновидностей — рабочая память. По сути, это аналог оперативной памяти компьютера: в рабочей памяти хранится информация, которой мозг оперирует в данный момент; в неё стекаются актуальные данные от органов чувств — и тут же пропадают, как только необходимость в них исчезает.
Как часто бывает в случае высших когнитивных функций, рабочую память считали исключительно свойством человека и других приматов. Хотя, казалось бы, прочие млекопитающие тоже должны какое-то время держать в голове информацию, к примеру, при поиске пищи, чтобы этот поиск направлять и оптимизировать. Однако исследований с другими животными на эту тему почти не проводили, а потому работа, выполненная специалистами института SISSA в Триесте (Италия), стала едва ли не первым весомым доказательством того, что рабочая память есть не только у человека и обезьян.
Мэтью Даймонд (Mathew Diamond) и его коллеги экспериментировали с крысами. Животные должны были сравнить на ощупь два стимула. Вибрации крысы воспринимали с помощью вибриссов, и один из стимулов был контрольным, а второй требовалось сопоставить с первым.
Сигналы разделялись промежутком времени, за который животные должны были не забыть контрольный стимул. Выбор именно тактильных побуждений вполне понятен: львиную долю информации об окружающем мире грызуны получают через осязание.
Как пишут исследователи в PNAS, крысы помнили предыдущий кусок сенсорной информации в течение 8 секунд, и точность выполнения задачи была вполне сравнима с человеческой (с людьми ставили такой же эксперимент, только человек ощущал вибрации кончиками пальцев).
Получается, эта память есть даже у грызунов, несмотря на недоразвитость их префронтальной коры, которую считают вместилищем рабочей памяти.
И это заставляет нас по-новому взглянуть на эволюцию некоторых высших нервных функций: возможно, млекопитающие начали умнеть гораздо раньше, чем может показаться...
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/neirobiologiya/10011032/ |