Это таинственное животное является персонажем большинства легенд племени маори, составляющего коренное население Новой Зеландии. Собственно, на понятии танифа основан и местный религиозный культ.
Маори поклоняются танифа, причем каждое племя или родовое объединение имеет собственного живого бога. В том, что танифа существуют, маори совершенно не сомневаются.
Достаточно странным является тот факт, что при развитой племенной мифологии танифа не имеет единого общепринятого описания. Более того, маори твердо убеждены в том, что животное способно принимать тот вид, который ему нравится, либо более удобный для задуманных им дел.
Так, просторы океанов танифа предпочитает преодолевать в образе гигантской белой акулы, кита или чудовищного осьминога. На суше же или во внутренних водоемах чудище приобретает облик, ближайшим аналогом которого мог бы являться динозавр. Земные танифа представляют собой гигантского ящера вдоль позвоночника, которого расположены острые костистые шипы.
Некоторые из танифа могут летать, и все они умеют рыть землю и прокладывать туннели. Когда танифа роет туннель, деревья на поверхности земли трясутся. Чудовищные туннели танифа способны изменять русла рек и вообще сильно менять окружающий пейзаж. Маори твердо убеждены в том, что гавань города Веллингтон создали два танифа. Один из них умер и теперь представляет собой холм, ведущий от гавани в город, а второй успел порезвиться еще, вызвав оползни на берегах местных рек и озер.
Отношения к танифа у маори двоякое. С одной стороны, они страшно боятся танифа, в первую очередь из-за его гигантского аппетита. Согласно местным легендам, животное способно за один раз проглотить десяток воинов вместе с одеждой, вооружением и снаряжением. Если учесть, что до прибытия белых на Новую Зеландию самым крупным и единственным домашним животным аборигенов была собака, а единственное крупное дикое животное островов, бескрылая птица моа, была истреблена маори к 1500 году, становится ясно, что кроме человека столь крупному хищнику и охотиться-то на Новой Зеландии было не на кого.
С другой стороны, считается, что танифа берет под свою опеку жителей близлежащих селений, ему поклоняющихся. При этом не только не трогает их, но и оказывает массу различных услуг, от защиты против колдовства враждебных шаманов, до предупреждения о надвигающейся опасности. Главное - не забывать регулярно, поклоняться ему через своих шаманов-медиумов, и передавать через них дары. Любит же почему-то, по словам местного населения, хищная танифа зеленые ветви и местный картофель.
На остальные племена и роды миролюбие танифы не распространяется, и их члены служат основной пищей присмиревшей и ублаготворенной зелеными ветвями танифы. Те же, кто поклоняется танифе, в знак почтения стремятся селиться как можно ближе к ней. А живет она в местах примерзейших, предпочитая болота, пещеры и тому подобное, куда нормальный человек и не сунулся бы.
Есть у танифы и еще одна интересная особенность – существо это двуполое, для семейной жизни и продолжения рода предпочитающее людей. Танифы мужского пола избирают себе жен из красивейших девушек маори. Женщины - танифы избирают в мужья самых ловких, сильных, смекалистых и красивых охотников племени.
Интересно, что «плодом любви» столь необычных брачных союзов всегда является либо человек, либо танифа. Ребенок никогда не наследует черты и способности обоих родителей. Одна из самых популярных местных легенд рассказывает о женщине, имевшей от танифа шестерых сыновей – трех людей и трех танифа.
Понятно, что выбор танифа спутников жизни среди лучших представителей человечества нарушал некоторые матримониальные планы. Да и аппетит соседских танифа создавал бреши в плотных рядах воинов деревни. В связи с этим, битвы с танифа - основное содержание большей части местных легенд. Бедное животное изводили самыми изощренными способами, и в конце обязательно вспарывали ему живот.
Интересно, что умиротворенная танифа продолжала оставаться животным диким и своевольным. Единственный случай приручения танифы человеком описывается в легенде о Тамурэ. Этот маори в процессе грандиозной сечи так сильно бил животное по голове своим боевым шестом, который является чем-то средним между копьем и палицей, что танифа покорился герою.
Маори очень любят своих таниф и нередко вступают ради них в конфликты с «понаехавшими» белыми. Например, в 2002 году, ради сохранения в неприкосновенности мест обитания танифы района Меремер, был изменен маршрут участка строящейся главной дороги государства. Причем прямо в договоре представители компании строителя «Новозеландский транзит» указали, что очень уважают местного танифу и обязуются беспокойства ему не причинять. Для начала строительства новой тюрьмы в области Нгавха, по тем же причинам, пришлось заручаться решением суда.
Интересно, что крупных местных животных на Новой Зеландии нет, ученые до сих пор спорят о том, кто же мог стать прообразом танифы. Возможно, этот образ тысячелетиями сохранялся в устном народном творчестве с прародины маори. Новая Зеландия была одним из последних районов Океании, заселенных людьми. Согласно местным легендам, первые маори прибыли сюда на семи пирогах из далекой Гаваики, ученые ассоциируют ее с островом Ява.
По научным данным, заселение произошло между 800 и 1300 годами нашей эры. Скорее всего, первые маори видели различных крупных животных на далекой родине, не исключено, что в те времена там могли сохраняться последние динозавры. Путешествие по океану обогатило их знанием чудовищных морских монстров. Синтезированный образ обожествленного чудовища они и передали своим далеким потомкам с легендами о Танифе.
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=272742574&journalid=5229713&go=next&categ=0 |