Австралийские зоологи выяснили, что фокусами и созданием иллюзий занимаются не только люди. Данное исскуство практикуют забавные птицы шалашники, известные своими строительными и дизайнерскими способностями. Но делают они это не ради забавы, а для того, чтобы продолжить свой род. И удается это лишь самым талантливым и трудолюбивым фокусникам.
Шалашники, относящиеся к семейству Ptilonorhynchidae отряда воробьинных птиц (Passeriformes), обитают в Австралии, на Новой Гвинее и прилегающих островах. Внешне они напоминают крупных дроздов с достаточно яркой окраской и синими глазами. Шалашниками же их прозвали за одну интересную особенность — в период размножения самцы, привлекая самок, строят из веток и мха небольшие сооружения, чем-то напоминающие шалаши.
Например, золотой шалашник (Prionodura newtoriana) сооружает высокие колючие башни из хвороста вокруг двух молодых деревьев или папоротников. При этом он выбирает такое место, где между опорами находится горизонтальная ветвь, на которой птичка может демонстрировать свои танцевальные и певческие таланты. Иногда этот строитель оплетает прутиками еще несколько деревьев, расположенных в радиусе двух-трех метров от основных башен-шалашей, а свободное пространство на земле украшает свежими белыми цветами, которые заменяет по мере их увядания.
Еще более занятные сооружения строит оранжевохохлый садовник (Amblyornis subalarus). Он мастерит из веток замкнутый сверху шатер или беседку, достигающую порой высоты полтора метра. В центре такого шатра находится деревце, разукрашенное, подобно рождественской елке, различными ягодами, цветами и мхом. Внутри беседки проходит кольцевой коридор, который выводит на расчищенную птицей токовую площадку, окаймленную бордюром из изумрудного мха, на котором разложены яркие ягоды, цветы и плоды.
Так что, как видите, шалашники являются не только замечательными строителями, но и талантливыми дизайнерами. Для украшения воздвигнутых ими дворцов эти птицы могут использовать любые предметы. Так, например, около шалашей часто находили разноцветные стеклышки, брелоки от ключей, зажигалки и даже… детские игрушки. Как видите, для того чтобы понравиться даме своего сердца, шалашнику приходится проявлять изобретательность.
Также любопытно и то, что эти шалаши не являются гнездами, в которых позже высиживают птенцов. Они представляют собой исключительно места для тока и спаривания, а настоящие гнезда птицы устраивают на деревьях уже после любовных игр. Они далеко не так красивы, как "шалаши любви". Однако заманить самку для спаривания кавалер может лишь в красивый шалаш, в противном случае, она к нему и на метр не подлетит. Может быть, именно поэтому некоторые самцы в период размножения строят несколько различных беседок, рассчитывая на то, что уж какая-нибудь из них точно понравится самке.
Недавно группа австралийских орнитологов по руководством Джона Эндлера исследовала ритуал ухаживания у большого серого шалашника (Ptilinorhynchus nuchalis), живущего в лесах Австралии. Самцы этого вида заполняют свой дворик перед беседкойв основном серыми и белыми объектами, среди которых встречаются раковины моллюсков, мелкие косточки животных, а также камушки. На этот мозаичный "пол" он также может класть сверху красные и зеленые предметы, например, ягоды, листья или изделия из пластика. Было также замечено, что в процессе "соблазнения" кавалер берет в клюв по очереди цветные украшения или ракушки и демонстрирует их даме, которая наблюдает за этим, находясь у входа в шалаш.
Ученых заинтересовало то, что цветные украшения могут и отсутствовать во дворике около беседки большого шалашника, а вот серые и белые камни, а также раковины и косточки присутствуют всегда. Кроме того, биологи отметили, что в расположении этих объектов наблюдается четкая закономерность — крупные располагаются вдалеке от беседки (и, следовательно, далеко от самки) а вот мелкие, наоборот, находятся рядом с беседкой.
Логично предположить, что если попытаться представить себя на месте самки, то возникает картина, при которой наибольшие объекты, расположенные далеко, кажутся того же размера, что и мелкие объекты, лежащие рядом с беседкой. Иными словами, возникает так называемая искаженная перспектива.
Однако, для чего самцу потребовалось создавать подобную иллюзию? Эндлер предположил, что таким образом самец, циркулирующий по дворику во время токования, искусственно увеличивает свои размеры, чтобы казаться больше для самки, используя для этого тот самый эффект искаженной перспективы. Для того чтобы проверить данную гипотезу, орнитологи провели ряд интересных экспериментов.
Они решили выяснить, насколько целенаправленно самец декорирует дворик именно таким образом. Во время токования ученые постоянно нарушали предложенный самцом дизайн, регулярно смешивая все объекты и перекладывая их случайным образом. Так вот, было замечено, что через три дня большинство самцов возвращали свои площадки к прежнему состоянию. А еще через неделю все кавалеры обязательно наводили на площадке нужный порядок.
Далее орнитологи с помощью видеокамер пронаблюдали за поведением самки во время токования. Они выяснили, что та следит за движениями самца, находясь все время в одной точке. Это позволило рассчитать изменения так называемых угловых размеров изображений, проецируемых на сетчатку глаза. Как мы знаем, в естественных условиях угловые размеры уменьшаются по мере увеличения расстояния до объекта, и эта закономерность используется мозгом для оценки размера и расстояния. А при искаженной перспективе данная закономерность не соблюдается — например, если размер объекта уменьшается с расстоянием, то быстро уменьшающийся угловой размер создает иллюзию крупной сцены.
В результате выяснилось, что когда дворик оборудован так, как этого хочет самец, то самка действительно испытывала эффект искаженной перспективы. В частности, когда он во время тока удалялся от нее, то действительно казался больше, чем был на самом деле. Получается, данные шалашники вполне осознанно создают оптическую иллюзию, декорируя для этого дворик перед беседкой соответствующим образом.
Также видеозаписи показали, что, находясь около шалаша, самец проводил в среднем 78 процентов времени за тем, что перекладывал объекты с места на место. Кроме того, он часто подходит ко входу в шалаш (откуда за ним наблюдала самка), а затем возвращался к своей площадке и перекладывал объекты на другие места.
Это говорит о том, что, скорее всего, у шалашников нет готового рецепта создания эффекта искаженной перспективы. Они создают данную иллюзию, что называется, путем проб и ошибок, внимательно следя при этом за реакцией самки. Только ее поведение может сказать ему, добился он резукльтата или нет (ведь если у него получилось сотворить иллюзию, самка немедленно пригласит его к спариванию).
Не исключено, считает Эндлер, что и в процессе эволюции данная способность тоже возникала таким же способом — путем проб и ошибок. Более талантливые "иллюзионисты" смогли добиться внимания от дамы сердца и передать свои гены потомкам. А менее талантливые (или очень ленивые) птицы не смогли добиться взаимности.
Получается, что создавать иллюзии умеют не только люди. Как видите, шалашникам это вполне по силам. Жаль только, что полноценно оценить это искусство может лишь самка. Да и то, находясь в строго определенном месте…
25.08.2011 |