Первая мировая война оставила нам немало странных и мистических историй. Среди них не последнее место занимают рассказы о встречах немецких подводников с чудовищами, не менее страшными, чем минные заграждения и глубинные бомбы. Мы попробуем выяснить, что кроется за нашумевшими историями.
"Подводный крокодил" барона фон Форстнера
Первая и самая знаменитая встреча субмарины с чудовищем была описана бывшим командиром U-28, корветтен-капитаном Георгом Гюнтером фон Форстнером. Хотя инцидент произошел в 1915 году, барон фон Форстнер поведал о нем только в 1933 году, когда немецкие газеты обсуждали "лох-несского монстра". Одну из версий его рассказа приводит бельгийский криптозоолог Бернар Эйвельманс:
30 июля 1915 года наша U-28 торпедировала в Северной Атлантике британский пароход "Iberian" (5223 тонны) с ценными грузами. Этот пароход длиной примерно 180 метров быстро пошел ко дну на глубине тысячи морских сажен или более, задрав нос почти перпендикулярно. Примерно через 25 секунд после того, как пароход скрылся из вида, под водой раздался сильный взрыв, причину которого мы не могли понять, но который, по нашим оценкам без риска сильно ошибиться, донесся с глубины около 500 морских сажен [915 м – М. Г.]. Чуть позже из воды показались обломки. Среди них отчаянно билось и извивалось гигантское морское животное, взлетев вместе с ними в воздух примерно на 20–30 метров.
В этот момент со мной в рубке были вахтенные офицеры, главный механик, штурман и рулевой. Мы все одновременно принялись указывать друг другу на морское чудо. Так как ничего подобного не было описано ни Брокгаузом, ни Брэмом, увы, никак опознать его мы не могли. Нам не хватило времени, чтобы сфотографировать животное, так как оно исчезло в воде через 10–15 секунд... Оно было примерно 20 метров в длину и по форме напоминало крокодила, имело четыре конечности с мощными ступнями, снабженными плавательными перепонками, и длинный заостренный на конце хвост.
То, что животное выбросило с большой глубины, показалось мне вполне объяснимым. Вследствие взрыва, чем бы он ни был вызван, "подводный крокодил", как мы его прозвали, был выброшен вверх под действием невероятного давления и поднят над водой, задыхающийся и напуганный [1].
Бернар Эйвельманс назвал увиденное фон Форстнером животное "морским ящером" и предположил, что это "выживший талаттозух", то есть гигантский морской крокодил времен динозавров. Среди 587 собранных им наблюдений "морского змея" есть лишь четыре встречи с "ящерами", причем свидетельство Форстнера, безусловно, является наиболее драматичным и по-военному точным. Сам барон не поленился изложить свою историю в письменном виде не только на страницах газет, но и в книге, где он указан в качестве соавтора. Оттуда мы возьмем рисунок и все недостающие подробности:
Животное было замечено по правому борту примерно в 60 морских милях к югу от Фастнет Рок, около юго-западной оконечности Ирландии, после потопления британского парохода "Iberian". Оно было подброшено на 20 или 30 метров в воздух в результате подводного взрыва примерно через 25 секунд после затопления судна, выйдя из-под воды на всю свою длину. Возможно, взрыв произошел из-за детонации взрывного устройства, о существовании которого, как мы предположили, не упомянули в судовых документах, или разрыва небольшого котла... Взрыв, безусловно, мог быть результатом детонации, но, на мой взгляд, подобное давление воздуха могло возникнуть только в результате раздавливания полостей внутри корабля. Животное около 20 метров длиной напоминало крокодила, с парами приспособленных для плавания сильных передних и задних ног, и длинной сужающейся к носу головой... Наш главный механик, инженер Ромейс, наблюдал за ним в сильный бинокль 10–15 секунд с расстояния 100–150 метров при ярком солнечном свете [2].
И все же при внимательном чтении свидетельства Форстнера не покидает ощущение, что здесь что-то не то как минимум с цифрами. Чтобы достигнуть глубины в 500 морских сажен, или 915 м за 25 секунд, пароход должен был тонуть со скоростью 37 метров в секунду (133 км/час)! В газете "Heidelberger Volksblatt" фон Форстнер оценивает глубину взрыва в 1000 метров, что делает приведенные им цифры еще более невероятными.
Если взрыв, подбросивший чудовище на высоту 20–30 метров, прогремел всего в 100–150 метрах от подводной лодки, он должен был как минимум залить ее брызгами и закидать обломками. Барон вряд ли смог бы забыть неожиданный душ и сотрясение от ударной волны, порожденной взрывом. Кроме того, в указанном фон Форстнером месте нет больших глубин. Взрыв не мог произойти на глубине километра хотя бы потому, что это в пять раз глубже, чем есть во всей округе. Если взять точные координаты гибели "Iberian" (51° 15' северной широты и 9° 36' западной долготы), мы увидим, что пароход затонул на глубине всего 104 м – меньше его длины. Перпендикулярно поверхности воды пароход не мог затонуть – он так и остался бы стоять, оставив над ней свыше трети корпуса.
Но главная проблема кроется в другом. Потопление британского парохода "Iberian" не было кровавой расправой в духе фашистских "волчьих стай" Карла Деница с расстрелом всех выживших из пулемета. Барон обстрелял убегающее судно из бортового орудия и после двух удачных попаданий заставил его остановиться. Подойдя ближе, фон Форстнер приказал всем морякам покинуть судно, а капитану – подойти к субмарине на своей шлюпке с документами в руках. Торпеда была пущена в борт обреченного корабля только после того, как моряки ушли от него на веслах на безопасное расстояние. Барон даже предложил отбуксировать шлюпки к побережью, но быстро передумал, когда капитан "Iberian" в знак ответной любезности сказал, что успел передать радиограмму на берег, и к ним уже спешат на помощь. Передав на шлюпку бинты и лекарства для раненых, "благородный пират" поспешил скрыться. В океане остались болтаться 61 человек на шести лодках. 59 из них были спасены – двое раненых не дождались прихода спасателей. Всего действия фон Форстнера стоили жизни шести морякам. Четверо из них были убиты прямым попаданием снаряда и пошли на дно вместе с судном.
За гибелью "Iberian" внимательно следили не только немецкие подводники, но и его экипаж, с тоской провожая глазами тонущее судно. Оказавшись на берегу в Ирландии, они не стали молчать. В газетах Британии и США их рассказы были напечатаны под аршинными заголовками. Ни в одной из газет нет упоминаний о подводном взрыве и тем более о морском чудовище, вылетевшем из-под воды.
Даже если предположить, что в Великобритании историю про чудовище могла зачем-то не пропустить военная цензура, США в 1915 году еще не вступили в войну, и их цензурные ограничения не касались. Среди экипажа "Iberian" были американцы, возвращающиеся домой в Бостон, и они не стали бы молчать. Судно шло обратным рейсом из Великобритании почти порожняком – кстати, это многое говорит про упоминание "ценных грузов" в рассказе барона. Захватив судовые бумаги, он прекрасно знал, что в трюмах не было ничего, кроме целлюлозы и балласта. Это подтверждает и сохранившийся до наших дней Kriegstagebuch, то есть журнал боевых действий U-28. Там подробно описаны преследование судна, его обстрел, попадания, характер груза, даже оказанная морякам помощь – короче, все то, что рассказали спасшиеся члены экипажа журналистам. Нет в нем только упоминаний о подводном взрыве и чудовище, выброшенном из пучины [3].
Барон мог не опасаться возмущенных протестов своих бывших подчиненных. Сам он пошел на повышение и оставил подводную лодку, а U-28 не пережила войну. 2 сентября 1917 года субмарина всплыла у мыса Нордкап, чтобы обстрелять корабль "Olive Branch", везущий боеприпасы и военную технику в Мурманск. Новый командир U-28 недооценил опасность груза. Раздался страшный взрыв, и один из стоящих на палубе грузовиков, описав пылающую дугу, рухнул на подводную лодку. Экипаж "Olive Branch", вовремя спустивший шлюпки, не стал подбирать выживших подводников. Позднее они говорили, что подводники плыли к ним с оружием в зубах, что в лодках и так не было места, чтобы разместить там 30 здоровенных немцев, но на самом деле испуганный взрывом экипаж просто поспешил уйти подальше. Все свидетели того, что произошло после гибели "Iberian" летом 1915 года, утонули в ледяной воде Арктики [4].
Историк Майк Дэш предположил, что байка о "подводном крокодиле" была сочинена бароном фон Форстнером из национальных соображений, чтобы затмить английские истории о лох-несском чудовище отечественной легендой, а заодно и напомнить читателям о славных временах Первой мировой войны. Но похоже, что подоплека здесь гораздо более прозаична. Об этом сообщила газета на другом конце земного шара – в Австралии, когда история барона начала появляться в книгах. Некто Мэтью А. Уттинг написал письмо в редакцию:
В прошлую субботу в разделе "Жизнь и письма" была опубликована рецензия на книгу Гарольда Уилкинса "Тайны Великой войны", где автор упоминает появление морского змея, увиденного командиром немецкой подводной лодки, торпедировавшей корабль "Iberian". Думаю, я могу иначе взглянуть на этот вопрос. Несколько недель назад я был пассажиром на корабле "Centaur", идущем на север от Фримантла, а моим соседом по каюте был немецкий путешественник, направлявшийся в Батавию, мистер Вегенер. Во время наших разговоров он рассказал историю о морском змее. У Вегенера есть близкий друг, который во время войны был командиром немецкой подводной лодки. Этот командир, читая недавно о чудовище Лох-Несса, решил подшутить над немецкой публикой. Он написал в газеты, что во время войны, сразу после того, как "Iberian" затонул, он взорвался под водой, и в воздух поднялся морской змей... Публику красиво обманули. Очевидно, обманули и автора вышеупомянутой книги, так как он включил его байку без каких-либо оговорок. За эту историю поручился г-н Вегенер, и я уверен, что он подтвердит мое заявление [5].
Еще один "крокодил"
Через десять дней после того, как барон фон Форстнер впервые опубликовал свой рассказ, корветтен-капитан Вернер Левиш описал похожую до мелочей историю в "Bremen Nachrichten". В ней говорилось, что 28 июля 1918 г. в десять часов вечера вместе с одним из членов экипажа субмарины U-108 он видел в Северном море некое животное, которое имело "продолговатую голову, челюсти, как у крокодила, и лапы, снабженные, без всякого сомнения, настоящими ступнями". Его размеры были оценены примерно в 30 метров.
"Следует отметить, что оба командира субмарин, кажется, сходятся в определении очень важной детали, – заметил Бернар Эйвельманс. – Тогда как первый приписывает своему морскому крокодилу не плавательные лопасти, как у морских черепах, а просто перепончатые лапы, то слова второго определенно указывают на точно такую же структуру" [6].
На самом деле Вернер Левиш в 1918 году не был командиром субмарины, а плавал на ней под командованием Мартина Ницше в звании лейтенанта. Корветтен-капитаном он стал уже после войны. Схожесть рассказов, учитывая все то, что мы уже знаем, объяснима просто: Левиш либо захотел поддержать "шутку" барона Форстнера по личным или каким-то другим мотивам, либо решил погреться в лучах славы, рискуя карьерой. Барон фон Форстнер давно был в отставке, развлекаясь на досуге писательской деятельностью, а его коллега-подводник продолжал служить на флоте. Как показала история, попытка примазаться к славе Форстнера ничуть не повредила Вернеру Левишу. При Гитлере он дослужился до звания вице-адмирала и был назначен командующим немецким военно-морским флотом в Италии. Криптозоологи, похоже, не пытались разыскать Левиша после войны, хотя он прожил 77 лет и скончался 6 июня 1971 года в Невшателе.
Сражение в Ирландском море
В книге Джеймса Суини "Морские чудовища. Сборник рассказов очевидцев" имеется гораздо более драматический рассказ о том, как весной 1918 года странное животное вывело из строя немецкую подводную лодку:
Когда германский флот уже был близок к поражению, UB-85 удивила всех, плавая на поверхности. Британский патрульный корабль "Coreopsis" под командованием лейтенанта запаса ВМФ П. С. Пита приблизился к цели. Его орудия, стреляя с большой скоростью, попали в подводную лодку. Она начала тонуть. Экипаж покинул разбитую субмарину и был подобран несколькими патрульными кораблями, которые также приблизились к ней. Одним из них был "Valorous". Он подобрал капитана немецкой подлодки капитан-лейтенанта Креха, который рассказал странную историю.
"Две ночи назад, – сообщил Крех, – моя подводная лодка была на поверхности, подзаряжая батареи. Взошла луна, и я очень нервничал. Нас легко мог заметить любой патрульный катер противника. И тут без всякого предупреждения на борт начала забираться странная тварь. Из-за большого веса животного подлодка дала крен на правый борт. Нам грозила опасность утонуть из-за того, что вода хлынет в открытый люк. У твари была маленькая голова с блестящими в лунном свете зубами и большими глазами, сидящими в роговом черепе. Вахтенные начали стрелять в нее из пистолетов. Она держалась, не отпуская, за орудие на передней палубе. После ожесточенной борьбы, в ходе которой лодка была почти затоплена, тварь рухнула обратно в море".
К несчастью для немецкой подлодки, обшивка ее передней палубы была серьезно повреждена. Она больше не могла погружаться, иначе вода хлынула бы в передние отсеки. "Вот почему, – сказал немецкий капитан, – вы смогли поймать нас на поверхности" [7].
Прискорбное отсутствие точных дат не помешало нам разыскать описание гибели U-85 в книге Р. Гибсона и М. Прендергacта "Германская подводная война 1914–1918 гг":
Приблизительно на рассвете 30-го [апреля 1918 года – М. Г.] дрифтер "Кориопсис II" (Coreopsis II) заметил UB-85 (Крех), шедшую на восток в направлении Северного канала. Эта подводная лодка вышла с Гельголанда 16-го, обогнула Шотландию и уже около недели действовала в этом районе. При проходе у дрифтера по носу, она была приветствована тремя снарядами; вследствие волнения огонь, казалось, был не очень действительным, и UB-85 продолжала идти вперед, преследуемая дрифтером. Внезапно UB-85 выпустила ракету Вери, в то время как Крех и его команда махали руками. Когда подошли другие дрифтеры, команда была снята, а лодка затонула. Немцы рассказывали взявшим их в плен, что в течение двух дней патрули заставили их держаться под водой. Ни одна из выпущенных торпед не попала в цель. В довершение всех неудач из аккумуляторов выделилось много хлорного газа, вследствие чего среди команды начались отравления. Боевая рубка была исковеркана одним из снарядов с "Кориопсиса" и, когда лодка погружалась, внутрь корпуса попало 15 т воды. От этого работа испорченных аккумуляторов не улучшилась. Поэтому Крех решил сдаться; нельзя сказать, что он был чрезмерно огорчен судьбой своей лодки [8].
Чтобы оценить подробности сенсационного захвата подводной лодки, нужно хорошо представлять, что такое дрифтер. Это небольшое рыболовное судно, даже с пушкой на борту не представляющее серьезной угрозы для субмарины. Командир UB-85 Гюнтер Крех мог потопить дрифтер одним выстрелом бортового орудия, торпедировать или просто уйти, даже не погружаясь – скорость корабля была меньше, чем у его субмарины. Однако он предпочел сдаться.
Под бдительным оком рыбаков немцы один за другим бросались в воду, откуда их вылавливали и сажали в шлюпки, спущенные с дрифтеров. В последний момент Гюнтер Крех открыл кингстоны и, к большому разочарованию лейтенанта Пита, затопил субмарину. Когда у Гюнтера спросили, почему он так быстро сдался, тот ответил: "Мы провели под водой двое суток. Вся команда отравилась газом. Рубка моей лодки была повреждена, погрузиться я не мог. Я видел, что вы стреляете, а рядом находятся другие корабли. Так какой смысл дальше сопротивляться?" [10].
Команду UB-85 допрашивали дважды – сначала в британском плену, а потом свои же после окончания войны, потому что обстоятельства сдачи в плен вызывали много вопросов. Ни в одном из сохранившихся протоколов нет ни малейшего намека на сражение с чудовищем в Ирландском море.
Гюнтер Крех умер в 1919 году в возрасте 33 лет. Возможно, он покончил с собой или ему помогли расстаться с жизнью товарищи, не простившие позорную сдачу в плен.
Легенда про UB-85 была неизвестна Бернару Эйвельмансу и, скорее всего, появилась уже после выхода в свет его книги. Мы не знаем, была ли она придумана Джеймсом Суини или взята им откуда-то, но можем с уверенностью утверждать, что ничего общего с правдой она не имеет.
Субмарина таранит чудовище
В книге Джеймса Суини есть еще одна история с немецкой подводной лодкой, где дат и подробностей вообще нет:
На флотилии подводных лодок во Фландрии произошел интересный случай. UB-10 подала подписанный командиром Шульце рапорт. Его подлодка была лишь одной из 36 субмарин флотилии.
"Мы плыли под водой на глубине 9 метров, действуя совместно с U-15 и U-18, – докладывал он. – Внезапно мы налетели на что-то и начали тонуть с дифферентом на нос. Продув все цистерны и дав полный ход вперед, нам удалось всплыть. Выглянув из боевой рубки, мы обнаружили, что наш нос проткнул какое-то животное. Это был не кит. У него была длинная шея, тело как у слона и голова, напоминающая очень большую черепаху. Все животное имело 15 м в длину. Мы действовали во вражеских водах и, стоя без движения, подвергались опасности быть атакованными. Но я не мог маневрировать с таким большим мертвым грузом, свисающим с носа. Я отправил весь экипаж срочно вырубить останки. Потребовалось около четырех часов, чтобы очистить палубу" [11].
Действительно, интересное происшествие. Но чтобы продемонстрировать, что такого попросту не могло быть, даже не нужно искать журнал боевых действий субмарины. На UB-10 сменилось много командиров, но ни один из них не носил типичную немецкую фамилию Шульце. Этой крохотной подлодкой, вооруженной всего двумя торпедами, командовали Отто Штейнбрик, Рейнгольд Сальцведель, Густав Бух, Вильгельм Амбергер, Эрих фон Рорштедт, Ульрих Пильцзекер, граф Матиас фон Шметтов, Георг Реймарус, Фриц Георг, Гельмут Лоренц, Эрих Стефан, Кассиус фон Монтиньи, Фриц фон Твардовский, Ганс Йоахим Эмсман и Вилли Штюбен. Кроме того, лодка была длиной всего 27 м, а чудовище лишь немногим меньше – 15 метров. Такой вес должен был мгновенно отправить ее на дно [12].
Судя по всему, единственными чудовищами в британских водах были сами немецкие субмарины и их экипажи, потопившие сотни кораблей и едва не переломившие ход Первой мировой войны в пользу Германии. Мистификаторы изрядно промахнулись, не сообразив, что немецкие и британские военные архивы времен Первой мировой давно рассекречены, а ход всех боевых действий на море описан чуть ли не по минутам. Не удивлюсь, если в будущем они станут приписывать наблюдения чудовищ атомным субмаринам, где еще осталось немало секретов.
Литература и примечания
1. Heuvelmans B. In the Wake of the Sea-Serpents. NY, 1968. P. 395–396. Брокгауз – по-видимому, ссылка на всемирно известную немецкую энциклопедию "Brockhaus Konversations-Lexikon". Брэм, Альфред – знаменитый немецкий зоолог.
2. Gould R., von Forstner G. Begegnungen mit Seeungeheurn. Leipzig, 1935. P. 9–11. Это в основном перевод с английского книги британского криптозоолога Руперта Гоулда "The Case for the Sea Serpent" ("Дело о морском змее"), куда были добавлены отрывки из его книги "The Loch Ness Monster and Others" ("Лох-несское чудовище и другие"), а также дополнительный материал, написанный фон Форстнером.
3. Magin U. St George without a dragon: Bernard Heuvelmans and the sea serpent // Fortean Studies. Vol. 3. 1996. P. 230; Dash M. Baron Von Forstner and the U28 Sea Serpent of 1915 [Electronic resource] URL: https://aforteantinthearchives.wordpress.com/2010/01/08/baron-von-forstner-and-the-u28-sea-serpent-of-1915/
4. Gwatkin-Williams R. Under the Black Ensign. L., 1926. P. 218–220.
5. A Sea-Serpent Hoax // The Western Australian (Perth). September 28. 1935. P. 6. Батавия – ныне Джакарта.
6. Heuvelmans B. In the Wake... Р. 400. В некоторых изданиях опечатка – U-109 вместо U-108, причем в указателе номер подводной лодки указан правильно.
7. Sweeney J. Sea Monsters. A Collection of Eyewithness Accounts. NY, 1977. P. 68–69.
8. Гибсон Р., Прендергacт М. Германская подводная война 1914–1918 гг. М., 1935, C. 234–235. Ракета Вери (Very) – сигнальная ракета, выпускаемая из пистолета-ракетницы.
9. "Coreopsis II" часто путают с другим, более крупным судном ВМФ "Coreopsis". Эта ошибка содержится во многих статьях в Интернете.
10. Chatterton K. The Auxiliary Patrol. L., 1923. P. 267–269.
11. Sweeney J. Sea Monsters... P. 68.
12. SM UB-10 [Electronic resource] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/SM_UB-10
https://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=11931 |