Исследователи из Аргентины, Великобритании и Франции обнаружили, что плюшеголовые разноцветные сойки, способные решать когнитивную задачу, не требующую использования инструментов, не могут решить задачу аналогичной сложности с инструментом.
Это позволило ученым предположить, что орудийная деятельность — это отдельная компетенция животных, для которой не достаточно поведенческой гибкости и развитых когнитивных способностей. Результаты опубликованы в журнале Animal Cognition.
Использование инструментов среди нечеловеческих животных — явление редкое, и в основном оно встречается среди некоторых видов приматов и птиц. Шимпанзе используют палочки для ловли термитов и губки из листьев для добычи воды, а еще колют камнями орехи, как капуцины и тайские макаки. А вороны с помощью веток могут выудить что-то из узкой щели. Орудийную деятельность связывают с инновационным и одновременно гибким поведением и высокими умственными способностями вида. Однако и гибкость, и инновационность, и развитые когнитивные способности могут наблюдаться и в отсутствии навыков использования инструментов. Таким образом, орудийная деятельность может быть отдельной компетенцией.
Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи из трех стран под руководством Химены Лоис-Милевичич (Jimena Lois-Milevicich) из Университета Буэнос-Айреса предложили две задачи девяти плюшеголовым разноцветным сойками (Cyanocorax chrysops) — птицам семейства врановых, которые отличаются высокой сообразительностью, но не были замечены за использованием инструментов. Сначала птицам предлагалось научиться открывать прозрачную крышку коробки, внутри которой лежало лакомство — личинка Zophoba morio. Для этого нужно было повернуть одну из двух защелок, расположенных по бокам. Спустя пару месяцев тем же птицам давали новое задание — и на сей раз оно требовало использование инструмента. Птицам предлагали такую же коробку с лакомством, но теперь она имела не только прозрачную крышку, но и отверстие сбоку, из которого торчали небольшие грабли. Орудуя этими граблями внутри коробки, сойки должны были подтянуть личинку к себе.
С первым заданием справились восемь из девяти птиц. Девятая накануне тестов получила травму и, возможно, не до конца оправилась после нее. Остальным сойкам потребовалось несколько тренировок, чтобы научиться поворачивать защелку и открывать коробку почти в каждом испытании. Чем больше испытаний они проходили, тем быстрее добирались до вознаграждения. Однако вероятность выбора правильной защелки с первого раза не только не выросла, но даже снизилась к последнему испытанию. То есть птицы, по всей видимости, не понимали, как именно поворот защелки приводит к открыванию крышки, хотя и освоили решение.
А вот задание с граблями сойки провалили: только одна из птиц однажды смогла вытащить личинку — и, скорее всего, это было случайностью. И даже то, что сойки уже были знакомы с коробкой и схожей головоломкой, не помогло им. Сойки вытаскивали грабли сразу, как начиналось испытание, и очевидно стремились достать лакомство, но это им не удавалось, и от испытания к испытанию ученые не наблюдали прогресса.
Авторы заключили, что во всяком случае для некоторых видов использование инструментов — специализированная компетенция, которая, вероятно, требует унаследованной предрасположенности. Это подтверждается и тем, что близкородственные виды врановых, способные и не способные к орудийной деятельности, решают не орудийные задачи примерно на одном уровне. Однако ученые отметили, что сойки — в теории — могли бы справиться с другим типом инструмента, и предложили в будущих исследованиях расширить количество задач с инструментами и без них.
https://nplus1.ru/news/2025/01/29/jays-and-tools |