Как и у людей, у орангутангов есть свои традиции, поведенческие стереотипы, которые, как и у нас, варьируются от региона к региону, от популяции к популяции. Например, обезьяны, живущие на болотах Суматры, используют прутики, чтобы проверить, есть ли мёд в дупле. А вот за орангутангами с прибрежных территорий ничего такого никогда не замечали.
Исследователи долго ломали голову над тем, как возникают «этнокультурные» различия между популяциями. По одной из гипотез, всё дело в копировании: одна обезьяна наблюдает за другой и повторяет её действия. Однако даже самые тщательные полевые исследования не смогли однозначно подтвердить предположение о социальном обучении. Очередная работа, проведённая зоологами из Цюрихского университета (Швейцария), отчасти помогает выяснить, как возникают такие различия.
Правда, на сей раз исследователям помогло экологическое ЧП. Исчезновение лесов на Суматре привело к тому, что многие молодые орангутанги начали искать новый ареал. Чтобы облегчить им переход, странствующих обезьян, среди которых есть совсем ещё «зелёные», отлавливают и держат какое-то время в карантине. В одном из таких карантинов оказались молодые орангутанги, которые шли с разных берегов реки Алас. И тогда учёные решили проверить, как эти обезьяны будут обращаться с инструментами. Орангутангам выдали палочки, с помощью которых они могли придвигать к себе еду или ковыряться в куске дерева, чтобы выяснить, есть ли в нём мёд. Обезьяны с обеих сторон реки одинаково справлялись с первой задачей — то есть, как заключили исследователи, у всех подопытных было понимание того, что палочку можно использовать как инструмент.
При этом большинство (9 из 13) орангутангов с западного берега применяло инструмент, чтобы проверить ещё и наличие мёда. Что же касается восточнобережных особей, то на такое были способны только 2 из 10. В статье, опубликованной в журнале Current Biology, авторы подчёркивают, что сообразительные западнобережные орангутанги были всего четырёх лет от роду, а в таком возрасте дикие обезьяны ещё не занимаются добычей мёда.
Как полагают учёные, обезьяны овладевают навыками использования инструментов следующим образом. Маленький орангутанг видит, как большие обезьяны обходятся с прутиками. И у него складывается образ того, что можно делать с этим инструментом. Попав впоследствии в ситуацию, в которой требуется использовать орудие труда, он делает это благодаря своим представлениям. Можно сказать, у орангутангов теория предшествует практике: сначала «молодой специалист» наблюдает за «старым мастером», а потом переходит к практическим манипуляциям. Здесь важно то, что обезьяна запоминает манипуляции с палочкой уже тогда, когда перед ней нет таких задач. Копирование ли это? Нет, скорее запоминание, обобщение и воспроизведение.
Правда, скептически настроенные оппоненты уже указали авторам работы на один минус в их выводах. Обезьяны, оказавшиеся в карантинном лагере, могли уже поупражняться в использовании палочек, так что исследователи застали середину процесса обучения. Это значит, что говорить о «культурных идеях», которые предшествуют применению инструментов, говорить пока рано: для этого нужно проследить за обезьянами буквально с рождения и до того момента, когда она возьмёт палочку в лапы.
http://science.compulenta.ru/728513/ |