«В горах Согда непобедимому войску Искандера Зулькарнайна (Александра Македонского) впервые пришлось претерпеть неудачу. Македонская фаланга в тесных ущельях выстроить правильный строй не могла, а многие из нападавших на нее горцев имели непробиваемые доспехи из кожи местного животного, обитавшего в недрах гор…»
В далекие 1970-е годы я выписал эти строчки для себя из редкой рукописи -- сборника народных преданий и легенд, собранных средневековым мыслителем Ахмадом аль-Худжанди. Труд этот я обнаружил в особом отделе Республиканской публичной библиотеки имени Фирдоуси в Душанбе (Таджикистан). Но внимание на эти слова я обратил лишь потому, что вспомнил один странный случай из своего детства… «Каменный зверь»
В 1966 году мы с ребятами из нашего двора с улицы Абдулло-командира зачастили ездить в горы. Обычно - в живописнейшее Варзобское ущелье, находившееся километрах в тридцати от Душанбе. Каждый раз забирались все глубже и глубже. Однажды зашли дальше обычного, свернули в боковое ущелье. Шагали с час по нему и наткнулись на ослика с мешками хвороста на спине. Рядом с ним лежал огромный каменный монолит, который оторвался от материнской породы, упал вниз и раскололся на несколько частей. Мы вспомнили, что накануне вечером было землетрясение. Скорее всего, из-за него и обвалилась скала.
Возле одного скального обломка распластался на земле местный житель: просунув одну руку под камень, он что-то пытался вытащить из-под него.
Наконец, с радостным криком горец вытянул из-под валуна плоскую кровавую лепешку. От неожиданности мы ахнули, отпрянули. Потом разглядели, что это было какое-то животное, раздавленное каменной глыбой: внутренности выдавились наружу кровавой кашей. Глядеть на это было отвратительно.
Но мужчина, казалось, этого не замечал. Он был просто счастлив. Сказал нам, что это «каменный зверь», который живет в скалах. Подчеркнул, видя наше недоверие: не в почве и не под камнями, а именно - в скалах. Пояснил: «Ест он их, проедает, ходы создает внутри горы. Шкура у него такая прочная, что даже пулей мультука (винтовки) не пробьешь!» С этими словами он достал свой острейший нож и с размаху несколько раз ударил по останкам «каменного животного» - но лезвие даже на миллиметр не вошло в то, что осталось от «зверя». Из всех ребят лишь я один осмелился повторить опыт - с тем же успехом.
Горец радостно поведал, что его дед знает, как сделать из шкуры сапоги. Похвалился, что их потом можно носить вечно, только время от времени нужно нитки заменять. Такая обувка была у его односельчанина Мирзорахима: «Отец его носил, дед носил, прадед носил, и до него многие предки носили. Потом внуки внуков Мирзорахима будут носить и помнить его».
Лично сам он видел подобное животное впервые. В их кишлаке только муйсафед Бобоали однажды мальчишкой наткнулся ночью в пещере на «каменного зверя», но поймать не смог.
Горец показал нам с мальчишками под камнями почти правильное овальное отверстие сантиметров тридцать в диаметре. Сказал, что его «проел» этот самый зверь. Я потрогал края, на ощупь камень был очень твердым. Подумал, что даже стальными инструментами замучаешься его пробивать. Стенки лаза были словно бы отполированными, другого слова не подберешь. В предвкушении фурора
Понятно, что этот случай отпечатался в моей памяти. А тут вдруг читаю про горцев, одетых в непробиваемые доспехи из шкур неизвестного горного животного. Подумалось, что именно его я тогда видел в Варзобском ущелье.
Воображение мое разгорелось. В то время я работал корреспондентом в газете «Вечерний Душанбе». Решил собрать материал и написать сенсационный рассказ об этом удивительном звере, пока неизвестном науке. Сознаюсь, предвкушал фурор, который произведу. Придумал броское название: «Кто ты, живущий в скалах?» Обошел различные отделы Академии наук Таджикистана, выпытывал у тамошних работников, что они знают о «каменном звере», но ни один ничего сказать не мог. Многие вообще сомневались в его существовании, одни смотрели на меня скептически, другие - с усмешкой или даже с ухмылкой. Чувствовалось, что иные готовы повертеть пальцем у виска. Никого не убеждала ни история моего детства, ни мимолетное упоминание в старинном предании непробиваемых доспехов из шкуры какого-то зверя. Пожимали плечами: мол, мало ли чего могут выдумать люди…
Статья не получалась. С огромным сожалением я поставил крест на своих феерических замыслах. След в фольклоре
Спустя лет пять осенью я оказался на сборе хлопка в Яванской долине. Вечером, за беседой, я поведал о «каменном звере». Среди нас оказался памирец из Гарма. Так он вдруг заявил, что слышал о таком, только в его местах это животное называют «сангобила» - «каменный пузырь» в переводе на русский. Старики говорили, что когда-то они водились в скалах, а потом перевелись…
Года через два в нашу редакцию принес собранные им на Памире пословицы и поговорки самодеятельный краевед и фольклорист Алим Хуршедов. Отбирая лучшие для публикации, я, к своему удивлению, наткнулся на такие строчки: «Боится, как сангобила солнечного света». В сноске на этой же странице было сказано: «Сангобила -- мифический зверь, якобы обитающий внутри гор. Он панически боится света, говорят, даже умирает от него».
Принялся пытать Хуршедова, но больше тот ничего не знал. Только сообщил, что записал эту поговорку в кишлаке Маймуруд вблизи Хорога. Признался: хотел выбросить, потому как слишком фантастическим показался такой зверь, но все же оставил.
Я изложил ему все, что знал о «каменном пузыре». Фольклорист загорелся идеей организовать экспедицию на поиски неизвестного животного. Спустя пару недель позвонил и похвастался, что в институте востоковедения согласились его финансировать. Но тут начались известные события 1992 года -- гражданская война в Таджикистане. И никому уже не стало дела до того, кто обитает в скалах...
Хуршедова я больше не видел. Пропал без вести, как очень многие в ту пору. Да и сам я позже перебрался в Россию. Здесь написал сначала фантастический рассказ «Сангобила», а позже и давно задуманную статью. Ее вы сейчас и прочитали…
Александр ЗИБОРОВ
Ступени №15 (июль)/2012 |