Переведенная издательством «Альпина нон-фикшн» книга Дэвида Хоуна «Хроники тираннозавра» – не очередная энциклопедия для пятилетних любителей ископаемых монстров, не суровый академический талмуд и не коллекция занимательных фактов. Для кого предназначена эта книга, в каких местах захочется поспорить с автором, а в каких – не глядя перелистнуть страницу? Indicator.Ru публикует рецензию на книгу.
Пожалуй, ти-рекса можно назвать самым знаменитым представителям «ужасных ящеров» (так с латыни переводится слово «динозавр»). Будоражащие воображение гигантские монстры многие годы успешно соперничают в популярности с Годзиллой или Кинг-Конгом. Они ходят на задних ногах и устрашающе рычат, скаля окровавленные зубы (каждый из которых размером с неплохой кинжал), сражаются с другими гигантами своего фантастического мира. Какой простор для воображения! Неудивительно, что если ребенок с детства мечтает стать палеонтологом, то чаще всего не для того, чтобы раскопать парочку костей троодонтид или найти зубы эдмонтозавра – всем подавай скелет ти-рекса, да побольше.
Понятно, что найти средства на такие работы гораздо проще, хотя другие группы менее обласканных внимания общественности динозавров могли тоже играть важные роли в юрских и меловых экосистемах. Посетовав на такой перекос, автор книги «Хроники тираннозавра» палеонтолог Дэвид Хоун взялся за нелегкую задачу: представить этот вид в свете последних научных данных, местами противоречивых и зачастую неполных. Автор старается показать тираннозавра читателям так, как видят его годами изучающие этого хищника палеонтологи, а не ослепленные восхищением кинорежиссеры и любители страшилок.
Поэтому символичным кажется изображение на обложке: с него на нас смотрит не реконструкция ящера, покрытого чешуей, перьями или чем угодно. На вас взирает череп, зияя трапециями предглазничных окон (хотя ваш мозг может настойчиво предлагать считать эти огромные отверстия глазами, на самом деле глазницы расположены позади них) и как бы приглашая читателя вместе с автором одеть скелет плотью на собственный манер.
Как полюбить тираннозавра
Любознательный человек явно будет удивлен количеством подробностей и деталей, которых в таком количестве еще не появлялось ни в одной популярной книге о динозаврах, выходившей на русском языке. Например, первые несколько глав всецело посвящены родословной и скелету ископаемого хищника (не считая краткого экскурса в историю палеонтологии). Автор с любовью, напомнившей страсть Ричарда Форти к трилобитам, рассказывает о вилочковых костях и лобковом башмаке ти-рексов, об эволюции пальцев их передних конечностей, о том, зачем тираннозаврам такая большая голова и как они держали хвост.
В других главах вы узнаете об экологии и поведении тираннозавров, о том, как ученые реконструируют внешность существ, от которых остались лишь скелеты и отпечатки, как эти двуногие динозавры могли бы спать, охотиться, кого они ели и дрались ли они с цератопсами и стегозаврами на самом деле. Через «окошко» своей темы автор расскажет и о тех, с кем тираннозавр и его близкие родственники делили юрские и меловые местообитания. Даже если вы уже имеете представление о «мейнстримных» видах, ваши горизонты могут расшириться, и вы начнете включать в понятие «динозавры» и покрытых мягким пушком большеглазых троодонтид, и похожих на гигантских ленивцев с огромными когтями и «черепашьим» черепом теризинозавров, и аждархид, напоминающих крылатых жирафов с внушительным клювом.
Если раньше вы восхищались тираннозаврами лишь эмоционально, книга добавит к чувствам рассудительности и логики. Да, вы узнаете множество удивительных вещей, которые большинству палеонтологов уже не кажутся чем-то новым. Например, что птицетазовые динозавры – вовсе не предки птиц. Наоборот, птицы ближе к группе ящеротазовых. Или что многие динозавры были пернатыми, причем перья могли возникать независимо и быть самой разной формы – от похожих на ресницы «щетинок» над глазами до ярких длинных перьев, от мягкого пуха, равномерным «мехом» покрывающего все тело, до гребня твердых и острых перьев-«шипов» на спине. Или что птерозавры – отдельная группа архозавров, к динозаврам не относящаяся.
Но кроме этих удивительных моментов (вовсе не низводящих впечатляющего тираннозавра до гигантской пушистой курицы, как вы могли бы подумать) в книге есть множество объяснений того, как работают палеонтологи, как идет эволюция и как можно ее реконструировать, моделировать и изучать, по каким законам развиваются виды и признаки, как классифицируют динозавров и откуда берутся знания о поведении существ, от которых сохранились лишь следы (обладателей которых непросто распознать) и скелеты, обычно далеко не полные. К тому же, соотношение распространенности вида в природе и его окаменевших останков тоже может быть нетривиальным: виды из мест, где кости могли хорошо сохраниться (например, по берегам водоемов или возле болот), известны нам лучше, чем канувшие в Лету обитатели гор или пустынь. И наконец, многие останки скажут нам больше о смерти животного, чем о жизни. Например, обнаруженные группой ископаемые динозавры совсем необязательно вместе жили – известно лишь, что они вместе умерли. А что-то, найденное в чудом сохранившемся желудке, могло быть съедено перед голодной смертью, которой не удалось избежать, а вовсе не быть ежедневной пищей.
Палеонтология: разбор по косточкам
При всех вынужденных для научно-популярной книги упрощениях Хоун осторожен в терминах. Он делает миллионы оговорок, показывая современную палеонтологию во всем ее блеске и нищете, объясняя, какая крошечная доля материала доступна ученым и как много они изобрели способов выудить максимум информации из каждого найденного зуба и обломка кости. Становится понятно, почему столько оживленных дискуссий вызывали вопросы, какого цвета был конкретный динозавр, был ли он покрыт перьями (и если да – то какими и как густо), были ли у него губы или что он делал такими большими когтями. Возможно, с чем-то искушенному читателю захочется и поспорить – например, с количеством видов и критериями вида в палеонтологии, или в том (во что автор верит на основании данных по ютираннусам), что перья у тираннозавра были. Однако всегда оговорены разные существующие варианты, даже если Дэвид Хоун сам склоняется к какому-то одному из них.
Автор не оставляет ни одного биологического термина без простейшего пояснения на добрых полстраницы. Вместо ответа на вопрос, были ли тираннозавры теплокровными, он прочтет лекцию о том, почему само понятие теплокровности устарело и что пришло ему на смену, несколько раз пересказывая одни и те же мысли с массой новых уточнений, а потом (очень в манере англоязычных авторов) подытожит то, что уже говорил. Более-менее сведущие в биологии читатели, как и любители пощекотать нервы, внезапно наткнувшись на такие энциклопедические отрывки, могут и заскучать.
С одной стороны, обилие пояснений и отступлений похвально. Оно удовлетворит взыскательных коллег, грамотно показав логику биологических и палеонтологических исследований. Утверждения не возникают из ниоткуда, они выводятся, как теоремы, с примерами, с аргументами «за» и «против», с представлением альтернативных версий и уточнениями. С другой стороны, разбирающиеся в теме люди все поймут и без такого количества оговорок, а тем из читателей, которые еще не знают об этом ничего, возможно, было бы проще увидеть несколько более однозначную картину, чтобы запомнить сначала ее, а потом уже уточнения и дополнения.
С третьей стороны, некоторые уточнения были испорчены – возможно, из-за качества перевода. Так, рассказ о правиле Линдемана, согласно которому на каждый новый уровень пищевой пирамиды (если очень упростить) передается только 10% от предыдущего уровня, выходит смазанным, и из него было бы трудно понять, идут ли одни и те же 10% после первого уровня и дальше, или на каждом этапе нужно высчитывать 10% из предыдущих 10% (на самом деле верно второе). Расстраивает и нехватка нескольких очевидных запятых, а ближе к концу чувствуются следы горящих дедлайнов в виде парочки оборванных на середине и корявых фраз.
Мелочи – это не главное. Это самое главное
Еще один минус книги – небольшое количество иллюстраций. Если уже упомянутые косточки тираннозавра, изображенные с разных ракурсов, вы чаще всего найдете, то реконструкций внешнего вида многих описанных в книге животных будет явно не хватать. А ведь для читателей младшего поколения этот критерий довольно важен. Кстати, для средних школьников язык книги нельзя назвать непреодолимо сложным и научным – автор будет долго и кропотливо рассказывать вам обо всех терминах, которые вы встретите.
При этом ценителям изящной словесности и отсылок к Борхесу, которые можно увидеть у биолога Александра Маркова, подача материала покажется суховатой. Хотя юмор в книге Хоуна тоже есть, правда, в весьма скромных количествах. Захватывающих рассказов о путешествиях автора по местам раскопок, о его молодости и любимой жене в духе книг «Внутренняя рыба» или «Трилобиты: свидетели эволюции» вы тоже не встретите – хотя недостаток это или преимущество, однозначно сказать нельзя.
Но ничто из этого не портит книгу окончательно, и она, скорее всего, найдет свою нишу. «Хроники тираннозавра» явно на порядок глубже и проработаннее привычных нам дошкольных энциклопедий про динозавров, и в отличие от них представляет читателю не просто набор интересных фактов, а целую многогранную картину. Книгу могли бы оценить как школьники, решившие освежить и углубить свои знания о любимых с детства динозаврах, так и любознательные взрослые, захотевшие почитать научно-популярную книгу для саморазвития.
Еще один возможный сегмент – родители юных «почемучек», желающие разбираться в том, что так интересно их чадам. Изложение можно назвать очень доступным для всех этих категорий – даже если мы имеем дело с неподготовленным читателем. Но если вы хорошо знаете школьную программу по биологии или уже прочитали несколько книг об эволюции, некоторые страницы покажутся чересчур очевидными, и захочется их перелистнуть.
https://indicator.ru/article/2017/10/05/hroniki-tirannozavra-recenziya/ |