В человеческой памяти принято выделять эпизодическую и семантическую системы. Вторая хранит общие представления о мире, которые можно выразить с помощью речи. Эпизодическая память помогает нам воспроизводить события прошлого опыта, а именно что происходило, где и когда.
Ранее было принято считать, что эпизодической памятью обладают только люди. Дело в том, что её обязательным предшественником принято считать способность ощущать течение времени. Поскольку этим свойством животных не наделяли, идея наличия у них эпизодической памяти казалась абсурдной.
Однако в 1998 году Никола Клейтон (Nicola S. Clayton), ныне профессор Кембриджского университета, и её коллеги обнаружили подобие эпизодической памяти у голубых кустарниковых соек. Уже позднее аналогичные способности были раскрыты и у других птиц, а также у крыс и человекообразных обезьян.
И вот теперь группа французских исследователей из Университета Кан Нижняя Нормандия (Université de Caen Basse Normandie) в сотрудничестве с Николой Клейтон решили проверить беспозвоночных на наличие подобия эпизодической памяти.
Каракатицы для исследования были выбраны неслучайно. Эти головоногие моллюски одновременно являются как хищниками, так и жертвами. При этом они почти не могут отражать атаки. Их главное оружие − эффектное исчезновение при помощи облака чернил и побег. Большую часть времени каракатицы проводят в укрытиях, покидая их в случае необходимости поиска пищи.
"Выходя на открытое пространство для охоты, они вынуждены быть максимально точными в своих перемещениях, чтобы быстро оказаться в нужном месте и в нужное время, прежде чем вернуться в безопасное место сытыми", — поясняет ведущий автор исследования Кристель Жозе-Алвес (Christelle Jozet-Alves). Всё это натолкнуло биологов на мысль о способности каракатиц запоминать подробности прошлого успеха, чтобы в дальнейшем оптимизировать стратегию охоты.
Для поиска доказательств исследователи воспользовались ещё одной поведенческой особенностью моллюсков − предпочтением определённых кормовых объектов. В частности, в ходе предварительного эксперимента, если каракатицам предлагали креветку и краба, они всегда выбирали последнего.
Затем исследователи научили моллюсков связывать оба объекта с изображением (рисунком двух алмазов). После этого каракатицам предлагали пищу: раз в 3 часа краба, а креветку каждый час.
Уже после около 11 испытаний каждая каракатица выбиралась из укрытия только к крабу раз в 3 часа. То есть действия животных отражали понимание ими что, где и когда они могут получить, что характеризует наличие у них подобия эпизодической памяти.
Таким образом, исследователям удалось доказать, что эта память не является особенностью человека и других позвоночных. Даже беспозвоночные могут запоминать, где ближе и вкуснее всего кормят.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1165088 |