Михаил Симкин из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложил
статистическое обоснование того, что рисунки детей и обезьян лишь
немного отличаются от шедевров абстракционистов.
В марте 2011 года в журнале Psychological Science появилась статья
американских ученых Анджелины Хаули-Долан и Эллена Уиннера. В ней были
описаны результаты следующего исследования: группе из 32 студентов были
предложены на изучение 30 пар картин. В каждой паре одна картина была
нарисована известным художником, а вторая - ребенком, обезьяной или
слоном. Участникам исследования нужно было выбрать ту картину, которая
им понравится больше. Оказалось, что в 67 процентах случаев работы
абстракционистов нравились людям больше рисунков животных и детей.
Из этой работы ученые делали вывод, что "бытующее мнение о невозможности
различить абстрактное искусство и детские рисунки неверно". Похожие
результаты были получены самим Симкиным в 2007 году при помощи
созданного им онлайн-теста
"Настоящее искусство или подделка?" (там, правда, все подделки были
выполнены самим Симкиным). Средний показатель узнавания настоящего
искусства для 57 тысяч прошедших тест составил около 66 процентов. В
рамках новой заметки автор предлагает оценить данные результаты, сравнив
их с статистикой двух других экспериментов (корректность подобного
сравнения Симкиным не обосновывается).
Первым таким экспериментом стала работа Фредерика Урбана 1908 года. В
ней испытуемым предлагалось сравнить вес двух гирь, одна из которых была
100-граммовой, вторая ненамного легче или тяжелее ее. В случае, когда
масса второй была 95 граммов, 72 процентов испытуемых замечали, что она
легче. Так как доля узнавания абстрактного искусства ниже, то Симкин
заключает, что в процентном соотношении разница между абстрактным
шедевром и детским рисунком меньше, чем между 96-граммовой и
100-граммовой гирями, то есть менее 4 процентов.
Второй эксперимент связан с шахматистами, в частности с так называемым
рейтингом Эло. В этом рейтинге каждому шахматисту по результатам матчей
присваивается некоторое количество очков. Полученные очки определяют
уровень шахматиста - например, звание новичок дается за рейтинг в менее
1200 очков, а супергроссмейстером можно стать, набрав более 2700 очков.
Известно, что, если разница между рейтингами игроков 200 очков (игроки
одного или соседних уровней), то шахматист с большим рейтингом побеждает
в среднем в 77 процентах матчей. Так как этот показатель снова лучше
показателя узнаваемости абстрактного искусства, а животных и детей
"нельзя отнести к классу, отличному от новичка", то Симкин заключает,
что самые известные абстракционисты не заслуживают рейтинга выше
любителя класса D по классификации Эло.
|