Общий предок вымерших и современных тараканов жил еще тогда, когда почти вся суша была объединена в супер-континент Пангею, и оказался в Евразии, обеих Америках, Африке, Австралии и вообще везде как пассажир дрейфующих материков.
Виды обживают новые территории благодаря способности летать над океаном или преодолевать водные преграды вплавь, но для ветеранов Земли, живущих на планете сотни миллионов лет, сама Земля служит средством транспорта. Изучив митохондриальную ДНК 119 современных видов тараканов, ученые пришли к выводу, что и общий предок жил еще тогда, когда все современные континенты были объединены в один огромный суперконтинент Пангею.
Анализ показал, что общий предок всех существующий и вымерши видов тараканов жил 235 миллионов лет назад, на 95 миллионов лет раньше, чем самый древний ископаемый таракан, останки которого удалось обнаружить палеонтологам. Большая часть происходивших от этого общего предка видов вымерла, те же, что дожили до наших дней, появились около 180 млн лет назад.
Ученые реконструировали ареалы обитания вымерших видов тараканов и пришли к выводу о том, что главным фактором и миграции служили не собственные перемещения насекомых, а дрейф материков, хотя некоторым видам все-таки привелось преодолевать водные преграды — например, для того, чтобы оказаться на Мадагаскаре и на островах Тихого и Индийского океанов.
Вопросами географического распространения видов занимается наука биогеография. Со времен Чарльза Дарвина и до 60-х годов XX века основной причиной существования родственных видов на удаленных, часто разделенных океаном территориях считалась способность животных и растений преодолевать водные преграды по воде или воздуху.
В 60−7- годы теория дрейфа материков была разработана в достаточной степени, чтобы произвести в биогеографии революцию; с тех пор существование таких родственных видов на разных континентах и удаленных островах начали объяснять тем, что общие предки этих видов жили на объединенных массивах суши и разошлись вследствие генетической изоляции, вызванной изменением очертаний материков. Хрестоматийным примером такой пассивной миграции служит вечнозеленое дерево Нотофагус Мура (Lophozonia moorei), реликт древней Гондваны, который произрастает сейчас в Австралии и на островах Тихого океана потому, что существовал еще тогда, когда Антарктида, Австралия и Южная Америка были единым массивом суши.
https://www.popmech.ru/science/news-409772-genetiki-vyyasnili-kak-tarakany-pokorili-zemnoy-shar/ |