Из всех легенд, которые были записаны в индейских поселениях юго-востока Соединенных Штатов, одна из самых уникальных связана с историей Тцул Калу (Tsul‘Kalu) - это существо чероки считали чем-то вроде божества и связывали его с охотой. Считается, что это мифическое существо было гигантского роста, и ему часто молились перед охотой из-за его связи с оленями, индейками и другими животными, на которых древние чероки охотились.
Хотя в большинстве источников он описывается как просто нечто очень большое, Тцул Калу по существу описывался как человекоподобное существо, хотя в некоторых традициях чероки изображали его как своего рода Дьявола. Его имя переводится как "У него косоглазие", что отсылает к необычному внешнему виду его глаз, часто упоминаемому в легендах.
Письменные отчеты европейцев, которые документируют легенды о Тцул Калу, датируются, по крайней мере, первыми десятилетиями XIX века. Среди наиболее популярных была версия, записанная антропологом Джеймсом Муни, в которой рассказывалось о том, как Тцул Калу приехал навестить молодую индейскую женщину и ее мать. Великану так понравилась человеческая девушка, что он решил жениться на ней, несмотря на гнев ее родных. Переругавшись с родственниками невесты, великан схватил девушку и унес ее в свою пещеру высоко в горах на западе.
После ее исчезновения, брат девушки пустился в погоню за великаном и в конце концов нашел его дом. Там он начал просить о встрече с Тцул Калу, после чего великан явился ему только в виде бестелесного голоса и велел человеку отправиться в соседний город Кануга и поститься там семь дней, а также переодеться в новую одежду. И тогда, мол, у них состоится беседа. Но ближе к концу поста брат невесты не выдержал и ушел, после чего великан отказался навсегда беседовать с ним или другим родными его невесты.
Дом Тцул Калу упоминается в этой легенде как Тсунегуньи, название, аналогичное нескольким другим традиционным названиям индейских мест в некоторых частях Северной Каролины, Теннесси и в его окрестностях. Вероятнее всего реальное место дома гиганта находилось в районе под названием Тцул Калу Тусунегуньи, это большой район в Теннесси Балд, округ Джексон, Северная Каролина. Местные легенды связывают это место с постоянным местом обитания мифического великана.
Место с похожим названием Тцул Калу Тсуласинуньи существует и вдоль реки Такасеги недалеко от Дип-Крик в округе Суэйн, Северная Каролина. Название этого места, как говорят, означает "где находится след" в связи с петроглифами, которые когда-то существовали на этом месте, которое также традиционно считалось принадлежащим Тцул Калу.
Возможно, самым известным местом, связанным с мифом о Тцул Калу, является скала Джудакулла - это большой валун из стеатита, найденный недалеко от Каллохи, Северная Каролина. Он покрыт странными, вырезанными на поверхности камня, значками-петроглифами неизвестного происхождения. Некоторые из изображений похожи на фигурки человека или каких-то существ, но другие выглядят как полоски и точки. В свое время был предложен ряд теорий об источнике маркировки, а также об их возможном значении, но пока это до сих пор не расшифровано.
К слову, название места - Джудакулла, представляет собой искаженное слово чероки, обозначающее того же самого Тцул Калу, и одна из самых распространенных легенд, связанных с этим местом, гласит, что когда-то гигант спрыгнул с вершины своей горы и приземлился возле камня, а когда пытался встать, то ухватился за камень своими руками (на каждой руке было по 7 пальцев) и расцарапал камень ногтями, оставив полосы и разнообразные знаки.
На самом деле легенд, связанных с великанами, в мифологии чероки совсем немного, поэтому такое широкое распространение Тцул Калу в топонимах очень необычно. И поэтому насчет этого есть истории, которые когда-то помнили старики чероки, и которые рассказывали о том, что в основе легенд о Тцул Калу на самом деле лежит реальное столкновение чероки с человекоподобными существами необычно большого роста.
В частности, некто Джеймс Ваффорд, представитель западных чероки, который родился в Джорджии в 1806 году, рассказывал следующее: Он говорил, что его бабушка, которая родилась примерно в середине 18 века, сказала ему, что она слышала от стариков, что задолго до ее времени группа гигантов однажды приехала навестить чероки. Они были почти вдвое выше обычных людей, и у них были раскосые глаза, так что чероки называли их Тсунил Калу - "Косоглазые люди", потому что у них было внешнее сходство с великаном из легенд.
Старики говорили, что эти гиганты жили очень далеко в том направлении, в котором садится солнце (то есть на западе). Чероки приняли этих существ как друзей, и те остались на некоторое время жить в их деревне, а затем вернулись в свой дом на западе. У криптозоологов есть на сей счет своя теория, они предполагают, что под именем легендарного Тцул Калу на самом деле скрывались местные сасквочи (йети). Тут и высокий рост и лишь небольшое сходство с обычными людьми, и традиция похищения людей (особенно женщин), и связь с охотой и лесными животными.
http://paranormal-news.ru/news/indejskaja_legenda_o_kosoglazom_velikane/2021-06-25-17706 |