С давних времён топи и болота у разных народов считались местами нехорошими, населёнными всевозможной нечистью, так и норовящей погубить случайно попавшего в их владения путника. Среди заволжских народов в дореволюционные годы бытовала легенда о старце-пустыниике.
Этот седовласый, с благообразным лицом, увешанный ржавыми веригами старик иногда встречался грибникам, охотникам или рыбакам и заводил с ними душеспасительную беседу о посте, безгрешной жизни и молитвах, не упоминая при этом имени Господа. Очарованный мудрыми речами путник соглашался на предложение посетить отшельнический скит, где, мол, можно прекрасно отдохнуть от мирских забот. Плутая тайными тропами через непролазную чащу и топи, старец приводил гостя на небольшую поляну, где стоял чистенький деревянный сруб. Однако только человек собирался зайти в уютный скит, как тот вдруг исчезал, а вместо почтенного старца перед замороченным гражданином появлялось страшилище с бескровным лицом, которое начинало неистово хохотать. И метался несчастный по полянке, не в силах выбраться с крохотного островка, со всех сторон окружённого непролазным болотом, и ругал себя на чем свет стоит за то, что дал себя заморочить болотнику — безжалостному хозяину смертоносной топи…
По старинным русским поверьям, болотник — пузатый голый старик с лягушачьими лапками, выпученными глазами, огромным безобразным ртом и длинной седой бородой. Любит показывать из болотной жижи свою спину, которую путешественник принимает за кочку. Едва только шагнёт человек на неё, как тотчас кочка уходит из-под ног. Это болотник ныряет в глубину, чтобы оттуда схватить путника за ноги и тянуть вниз — барахтающегося и цепляющегося за зыбкую растительность.
Для того чтобы морочить людей, болотник придумал чарусу — островок зеленой растительности, обычно радующий глаз на опушке мёртвого леса-сухостоя. Привлечённый видом ярких цветов любитель природы ступает на чарусу, под которой скрывается смертельная для всего живого топкая жижа.
В прежние времена было известно: если на поверхности болота появляются пузыри, это значит, болотник дремлет, покуда солнце не скроется за макушками деревьев. Считалось, что чудище питается мхом и гнилушками, а комары и прочий гнус, находящийся у него в услужении, загоняют путников в самую трясину.
Болотница (славянский фольклор)
Другой, не менее опасный для человека обитатель топей — болотница, дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России — русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого. У неё — тонкий грациозный стан, длинные, развевающиеся на ветру русые волосы, правильные черты миловидного лица с выразительными голубыми глазами. Вот только предстаёт перед путником эта нечисть в виде сидящей красотки с поджатыми под себя ногами — прячет русальница от людей лягушачьи лапки.
Как и у болотника, у болотной ведьмы в запасе много способов обмануть доверчивого прохожего. Так, бывает, заведёт она протяжную песню, услышав которую, грибник или охотник, помимо своей воли, идёт на чарующие звуки, пока не увидит на зелёной, безопасной с виду лужайке прекрасную незнакомку с грустными глазами.
Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести её — заблудившуюся — из лесной чащи. Бывает, что обернётся белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за лёгкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своём настоящем облике — облике страшного существа с широким, как у лягушки, ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в её естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота. А нечисть, сотворив своё чёрное дело, с неистовым хохотом ныряет в трясину, ожидая приближения очередного незадачливого путника.
Духи и повелители трясин
У коренных народов Зауралья пантеон загадочных обитателей болот велик и многообразен. Самоеды — так называли аборигенов первые русские переселенцы — самым страшным обитателем приполярных топей считали бункушку, или бунушу — одноглазое существо, покрытое рыбьей чешуёй. Местные жители верили, что этот злой дух насылает «чёрный мор», как в прежние времена они называли чуму, и питается кровью попавших в болотный плен живых существ. Особенно опасна бункушка поздней весной — едва только сойдёт лёд, она просыпается от долгой зимней спячки и, подплыв к поверхности болотной глади, поджидает свою жертву.
Коечух — хозяин таёжных топей в бассейне реки Подкаменная Тунгуска — знаменит тем, что может превращаться в водяную змею, укус которой усыпляет человека. Тогда коечух утаскивает несчастного в своё логово под корягами гнилых деревьев. С этого времени человек становится бесплотной сущностью, попавшей в вечное услужение хозяину топей. У камчадалов болотный дух — меречь — часто предстаёт в образе блуждающего по трясинам шамана, одетого в серые, светящиеся в темноте лохмотья. О приближении меречи наблюдательному человеку говорит сильный запах тухлой рыбы, а также пляшущие вокруг огоньки, следы болотного злыдня. Согласно местным поверьям, сила меречи возрастает, если в трясине утонет камчадальский шаман. Поэтому болотный дух напускает на него «отвод глаз», и тогда служитель местного шаманского культа перестаёт ориентироваться в пространстве и попадает на болото, откуда ему уже не выбраться.
Как защититься от злых духов блат
По мнению известного русского философа Даниила Андреева, высказанному в философско-мистическом труде «Роза Мира», трясины, топи и болота в обилии населены многочисленными демоническими духами природы — стихиалиями, пребывающими в особом инфрафизическом слое, называемом Ганникс. Предназначение этих духов — заманивать людей в гибельные места, получая при этом наслаждение от осознания собственной силы и безнаказанности.
Несколько по-иному природу таких существ объясняют народные предания. Так, считается, что болотными ведьмами становятся молодые девицы, покончившие с жизнью путём утопления в болотной воде, а также злобные колдуньи, использовавшие в своём чёрном ремесле так называемую болотную магию, основные компоненты ритуалов которой — болотная вода, лягушки, жабы, тина и мох. В болотников также превращаются детоубийцы, нашедшие свою смерть в трясине…
Многовековое соседство человека с зыбким, ненадёжным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал «средств защиты» от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни, знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шёл на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли, взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!». По древним поверьям, она призовёт на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.
Журнал: Тайны 20-го века №43, октябрь 2010 года |