Существует много доказательств тому, что животные и птицы способны мыслить Некоторые эксперты считают, что братья наши меньшие продолжают эволюционировать и скоро некоторые из них смогут перейти ту зыбкую грань, которая отделяет неразумные существа от разумных.
Впрочем, кто может уверенно утверждать, что они неразумны?..
Пернатые умники Чтобы изобрести некое орудие, надо сначала отчетливо представить, как оно будет действовать и что получится, если им воспользоваться. Ученые настаивают на том, что на это способен только мозг человека. Однако...
Не так давно пресса восторженно сообщила об открытии английских биологов из Оксфордского университета: оказывается, вороны могут изготавливать орудия труда, то есть приспосабливать различные предметы для выполнения задач, которые им не удается решить с помощью клюва и когтей.
Группа специалистов по поведению животных провела эксперименты над двумя воронами вида Corvus moneduloides из Новой Каледонии (французского острова в южной части Тихого океана). Исследователи предлагали воронам пищу, лежащую на дне высокого прозрачного сосуда с узкой горловиной, а поблизости оставляли кусочки проволоки.
После четвертой попытки достать еду из сосуда ворона Бетти обратила внимание на проволоку, клювом согнула ее в крючок и ловко поддела им лежащее на дне лакомство. Повторив свое достижение еще девять раз из десяти, ворона доказала, что это не было случайностью.
«Хотя многие животные используют орудия, целенаправленное изменение предметов без дрессировки или предварительного опыта было до сих пор практически неизвестно биологам», - говорит руководитель проекта профессор Алекс Качельник.
Гэвин Хант из Университета Окленда, изучающий именно этот вид ворон, считает открытия оксфордских коллег интересными, но предпочитает не обольщаться результатами: «Потребуется провести еще много опытов, прежде чем мы сможем уверенно утверждать что-то подобное».
Впрочем, не дожидаясь протокольно зафиксированных результатов опытов в научных лабораториях, природа постоянно подбрасывает человеку информацию для размышления. В российское объединение «Феномен» приходит множество писем, которые подтверждают способность наших меньших братьев к осмысленным действиям. Глазам внимательного наблюдателя открывается картина мира, истинность которой вряд ли требует официальных подтверждений.
Приведу только один пример. Это письмо пришло из Башкортостана. Н.Б.Сагабутдинов описывает войну между хозяином одного из дачных участков и сороками, облюбовавшими для строительства своих гнезд ветви раскидистой яблони в его саду.
«Птицы доставляли много неудобств, рассказывает автор письма, - поэтому хозяева сбивали их легкие постройки, не давая суетливому племени колонизировать территорию. Но и захватчики не желали сдавать позиции. Они укреплялись, превращая свои дома в неприступную крепость. В районе дачи несколько свалок. Оттуда сороки принесли витки алюминиевой проволоки и, обмотав ее вокруг веток, построили прочный каркас. Неизвестно откуда добыли глину - разнородная, разноцветная, она явно транспортировалась из разных мест.
Ею они тщательно обмазали каркас. Затем щели проконопатили мхом и сухими травинками и снова обмазали глиной - дом стал «железобетонным».
Поражают осмысленность действий, слаженность и мастерство строителей. Особенно то, как управлялись птицы с проволокой. Они гнули, закручивали и обламывали ее с такой четкостью и сноровкой, как будто всю жизнь работали с металлом. Кто после этого решится утверждать, что птицы - безмозглые существа?» Шимпанзе-копьеносцы Профессор Алекс Качельник, прославивший на весь мир ворону Бетти, считает, что в вопросах абстрактности мышления вороны превосходят даже обезьян, которые хоть и умеют пользоваться подручными средствами вроде палок, никогда не подгоняют их под стоящую перед ними конкретную задачу. Однако исследователи Джил Пруэц из США и Пако Бертолани из Великобритании опубликовали отчет, в котором сообщили, что сенегальские шимпанзе не только используют для охоты деревянные копья, но и изготавливают их.
Отломав ветку, обезьяны обдирают ее боковые побеги и листья, снимают кору и затачивают зубами ее конец. Ученые были свидетелями охоты шимпанзе на местных галаго небольших ночных приматов, прячущихся днем в дуплах деревьев. Обезьяны с силой загоняли копье в дупло и вытаскивали оттуда насаженного на него несчастного галаго.
Исследователи, правда, уточняют, что подобные случаи отмечены только в Сенегале. В других местах их распространения (в частности, там, где водятся обезьяны, именуемые «красными колобусами», обычная добыча шимпанзе) они орудий охоты не изготавливают. Следовательно, считают ученые, способности к абстрактному мышлению свойственны не самому виду, а зависят от среды его обитания.
«Зачет» по арифметике Наверное, потому, что обезьян прочно записали в наши ближайшие родственники, любые доказательства их «разумности» в человеческом сознании упорно не проецируются на других животных. Поэтому передадим эстафетную палочку, к примеру, муравьям - следующему объекту нашего внимания - и зададимся простым, но коварным вопросом: умеют ли животные оперировать числами, складывать их, вычитать, умножать и делить? Способность к простым арифметическим действиям, являющуюся одним из основных столпов нашей цивилизации, принято относить к тем признакам «разума», в которых отказывают нашим меньшим братьям.
Тем не менее...
Исследователи положили на муравьиной тропе пищу, разделив ее на три неравные кусочка. Обнаружив их, муравей-разведчик тщательно изучил добычу и побежал в муравейник. Вскоре оттуда появились три группы, каждая из которых направилась к «своему» объекту. При этом соотношение числа «носильщиков» в каждой «команде» четко соответствовало соотношению веса частей добычи.
Случайность? Опыт повторили, изменив соотношение веса частей приманки. И муравьи снова не ошиблись. Получается, что муравей-разведчик смог не просто рассказать собратьям о своей находке, но и произвести точные расчеты необходимой рабочей силы для переноса каждого из кусочков! Известен другой эксперимент - с попугаем Жако. Его научили считать до восьми.
Если загоралось одна лампочка, он съедал одно зернышко, если две лампочки - два зернышка, и так далее, до восьми. Но в один из дней исследователи не стали зажигать лампы, а включили барабан. Никто не обучал Жако, что надо делать в этом случае. Но он, немного поразмыслив, не ошибся, взяв зерен столько, сколько прозвучало ударов.
Вот и решайте, могут животные считать или нет.
Поговори, мой друг, со мною В США живет птица-филолог. Словарный запас птички - около 950 слов. Однако это далеко не главное достоинство африканского серого попугая по прозвищу Нькиси, проживающего в США. Он способен не только произносить все известные ему слова, но и складывать их в предложения, задавать вопросы и подшучивать над собеседником.
Когда Нькиси не хватает его словарного запаса, попугай выражает свои мысли другими подходящими словами или придумывает новые словечки. Например, еще не освоив слово «одеколон», Нькиси похвалил исходящий от хозяина приятный запах следующим образом: «У вас хорошо пахнущее лекарство».
Эксперт из Организации по защите попугаев Элисон Хейлс считает: «Многие попугаи имеют схожие способности с теми, что наблюдаются у Нькиси. Хотя Нькиси действительно способен делать то, чего не могут другие его сородичи, это не говорит о том, что он гений среди птиц - таким его сделал его владелец». И действительно, владельцы «талантливых» попугаев отмечают, что если терпеливо и целенаправленно обучать птицу, показывая ей картинки и называя то, что на них изображено, или же просто часто разговаривать со своим питомцем, то через некоторое время он сам начинает вступать в диалог.
Конечно, далеко не все домашние питомцы способны на беседы со своими хозяевами, но это связано лишь с отличием в строении их и наших голосовых связок. И если попугай или «одомашненная» ворона, у которых связки похожи на человеческие, поражают нас умением произносить слова, а Мурзики и Барбосы только смотрят на нас преданными глазами, ловя каждое слово, то это не значит, что попугаи понимают нас лучше, чем собаки или кошки.
Находясь рядом, наши лохматые друзья воспринимают не только наши эмоции, но и язык. Мы же, называя их «неразумными», считаем в порядке вещей разговаривать со своими питомцами и даже называть их тупицами, если они чего-нибудь не поняли, при этом не задумываясь над тем, что самито не только говорить на их языке, но даже понимать их так и не научились.
Не стремясь научиться чему-либо у наших меньших братьев, мы беремся учить их, а они старательно учатся. Но кто с абсолютной уверенностью станет отрицать, что животные и без нашего участия могут демонстрировать то, что для себя мы именуем «разумной деятельностью»? Слониха-художница Слониха Сири появилась в «Бартен-парке» в возрасте двух лет. Ее поймали в джунглях Таиланда. В зоопарке никто не заметил, когда именно это юное дарование начало рисовать. И только спустя какое-то время штатный зоолог Дон Мур обратил внимание на странные линии, нацарапанные на полу ее загона....
Большинство своих рисунков Сири делала по ночам камнем, который держала в хоботе. Сначала этому не придали особого значения. А потом новый смотритель Дейвид Гаква заинтересовался необычным увлечением слонихи. Он дал ей карандаш для рисования, которым пользуются плотники, и Сири попыталась найти ему применение, сначала попробовав на вкус, а затем почесывая им бока. Но когда смотритель направил грифель на бумагу и показал, что он оставляет на ней след, слониха немедленно занялась рисованием.
Однажды, когда Сири было уже 12 лет, ее рисунки показали художнику-профессионалу из Сиракуз, профессору живописи, известному эксперту по абстрактному импрессионизму Джерому Уиткину и попросили высказать о них свое мнение. Уиткин был очарован ими! «Они необыкновенно лиричны и очень, очень красивы, - сказал эксперт. - Их позитивность, жизнеутверждающий дух и насыщенность энергией просто потрясают». И добавил: «Порой даже от своих студентов я не могу добиться подобного заполнения пространства».
То, что слониху рисовать никто не учил, известно доподлинно.
Черный пиар Многочисленные эксперименты с животными то разочаровывают, то удивляют ученых. Впрочем, разочаровываются ученые мужи с чувством облегчения, а удивившись, либо отказываются признать полученные результаты, либо ищут им любые объяснения - но только не те, которые могут послужить хоть намеком на наличие разума у животных.
Вот, к примеру, дельфины. «Братья по разуму!» - пошумело некоторое время человечество. Но способность этих животных к обучению, невероятная память, выраженное социальное поведение, дружелюбие к человеку - все эти восхищавшие людей качества «братьев» - тут же поспешили объявить мифом.
«В плане ума они скорее малоодаренные животные», - прогремело в эфире. Даже легендарная «улыбка» дельфина, очаровывающая человечество, была расшифрована, как «строение загибающихся вверх уголков рта, ничего общего с эмоциями не имеющее». Более того, чтобы окончательно поставить точки над «и», было дано пояснение: «В большом мозге дельфина меньше нервных клеток, чем у крысы. А легендарные способности дельфинов к обучению вполне сравнимы с достижениями крыс или голубей». В общем, от «единственного соперника», претендующего на разумность, избавились путем «черного пиара», сравнив его с крысой.
Конечно, далеко не все животные умны одинаково. (Но ведь и среди людей далеко не все Эйнштейны!) Встречаются особи заурядные и выдающиеся. Самые умные находят выход из сложных ситуаций, а прочие им подражают или используют достижения своих талантливых собратьев. И когда «идея овладевает массами», происходит качественный скачок в развитии вида.
А способствуем этому мы, люди, осложняя с каждым днем жизнь братьев наших меньших и вынуждая их бороться за выживание.
Они умнеют на глазах. А мы? Вряд ли стоит человечеству присваивать лишь себе способность к разумной деятельности, оценивая ее критериями, свойственными только нам. То, что животные и птицы многие жизненные вопросы решают на уровне, недоступном человеку, не должно быть основанием для того, чтобы называть этот уровень «инстинктами». Наверное, все же следует признать существование разных форм разума и, вместо того чтобы отрицать, попытаться их постигнуть.
|