Леший
В
восточнославянской мифологии дух леса. Лешего представляли стариком с
зеленой бородой в звериной шкуре, иногда наделяли копытами и рогами.
Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему
одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими
деревьями; в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные
опушки и поляны, он становится ниже травы, свободно укрываясь под любым
листочком. На луга и в поля леший выходит редко, строго соблюдая права
соседа, называемого полевиком. Не заходит леший и в деревни, чтобы не
ссориться с домовыми и банниками. Зато в лесу леший является
полноправным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и
повинуются ему беспрекословно.
Носится
леший по лесам с чрезвычайной быстротой, иногда с таким шумом, словно
ураган пронесется, а то вдруг прошмыгнет тихо-тихо, что и лист не
зашуршит. По
поверьям, лешие умеют хохотать, аукаться, свистеть и плакать, как люди,
подражают голосам птиц и зверей, но при встрече с живыми людьми они
немедленно замолкают и делаются бессловесными.
Лешие
не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Правда, шутки лешего
бывают злые и пугают людей, да и проказят они грубо, как это и подобает
неуклюжим лесным жителям. Леший может завести человека, собирающего
грибы или ягоды, в глухие дебри, из которых тот долго не может
выбраться. А то напустит в глаза такого тумана, что совсем собьет с
толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу, постоянно
возвращаясь к одному и тому же месту. Деревенские слухи настойчиво
приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях
девушек.
Однако
леший не доводит человека до гибели. Притом от проказ лешего можно
легко отчураться при помощи приемов, известных по заповедям дедов и
прадедов. Так, заблудившийся человек должен раздеться, вывернуть
наизнанку свою одежду и в таком виде снова надеть, не забыв при этом
поменять обувь с одной ноги на другую. Если заблудились несколько
человек, то все они должны поменяться одеждой.
Бывают,
впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются
бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие
бесятся (4 октября). В этот день знающие люди в лес не ходят. Вообще,
побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, народ не прочь был над ним
посмеяться и с удовольствием пользовался его именем как ругательным
(«Иди ты к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т. п.). Считалось, что
леший чаще всего уводит к себе проклятых мужчин, женщин и детей, т. е.
тех, о ком кто-либо неосторожно скажет: «Леший (черт) тебя забери!»
Поэтому нечистую силу лучше не поминать.
Миф
о леших недаром просуществовал на земле тысячелетия. По народным
воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за
вольные и невольные грехи человека. Сохранились до наших дней
представления о лешем как покровителе охотников и пастухов, которые
старались добиться его расположения.
Лихо
В
низшей мифологии (демонологии) восточных славян воплощение несчастья,
горя, «злой доли», беды. В сказках Лихо изображается в виде костлявой,
чахлой, одноглазой женщины, встреча с которой приносит одни несчастья и
порой даже ведет к гибели человека.
Называют
его еще Лихо Одноглазое, ибо оно сослепу бросается на кого попало, не
разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, ни виноватого. Лихо —
воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, злого рока. Иной
раз Лихо обойдет великого грешника, а навалится на хорошего,
трудолюбивого человека, и все у него пойдет наперекосяк: и пожар может
случиться, и урожай побьет градом, и самого болезни одолеют. И что ты
тут ни делай, Лиху все нипочем: сидит оно на шее как ни в чем не бывало,
пока не уморит человека.
Мороз (Морозко)
Персонаж
славянского сказочного фольклора, навеянный суровой русской зимой.
Представляли его по-разному. Иногда Мороз — богатырь-кузнец, сковывающий
реки и озера «железными» морозами. Иногда это старичок с седой бородой,
бегающий по полям и лесам и ударами своего посоха вызывающий
«трескучие» (т. е. очень сильные, когда от холода потрескивают в лесу
деревья) морозы.
У
Морозко ледяное дыхание, которое способно заморозить все живое вокруг. В
сказках Морозко живет в лесу в ледяной избушке и иногда выступает в
роли сказочного помощника, щедро одаривая понравившихся ему героев.
Считалось, что при встрече с суровым дедом Морозом человек не должен
жаловаться на стужу. Наоборот, следовало держаться бодро и весело, и
тогда Морозко не обидит путника и даже может щедро вознаградить его за
терпение и добрый нрав.
Современный
рождественский Дед Мороз корнями своими восходит к этому
мифологическому персонажу. У американцев и народов Западной Европы есть
свои рождественские Деды Морозы — Санта-Клаус, Пэр-Ноэль.
Оборотни (Вурдалаки)
В
славянских мифах оборотнем называется человек, обладающий
сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось также,
что колдуны могли превратить в волков обычных людей. Самый удивительный и
таинственный герой русского эпоса, один из старших богатырей русских
былинных сказаний Волх Всеславьевич умел превращаться в волка и рыскать
по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так
что могло показаться, будто он находится в нескольких местах
одновременно. Мощь оборотней бывает такова, что во время своих
превращений они вызывают лунные затмения!
Оборотням
помогает чудодейственная тирлич-трава. Считалось, чтобы превратиться в
волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых
в осиновый пень. А чтобы снова стать человеком — перекинуться через них
справа налево. Но беда, если кто-нибудь уберет хоть один нож: навсегда
уже оборотень останется в волчьем обличье!
Человеческая
фантазия приписывала оборотням и такое свойство: якобы оборотни после
смерти становятся вампирами (см.). Поэтому покойникам, подозреваемым в
оборотничестве, рот после смерти зажимали монетой. А. С. Пушкин первым
употребил в литературе название для них — «вурдалаки» (до этого их
называли «волкодлаками»).
Русалки
Мифологические
существа, обитающие в водоемах (озерах, прудах, речных заводях).
Упоминания о русалках встречаются в фольклоре многих народов земли. В
ряде мест русалка — водяной дух. По поверьям древних славян, русалками
становились девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до
свадьбы просватанные невесты. Русалку обычно изображают в виде женщины с
длинными распущенными зеленоватыми волосами. В тех местах, где русалок
считали водяными духами, их представляли в виде женщин, у которых вместо
ног — рыбий хвост.
Лунной
ночью выплывут русалки из воды, сядут на ветку ивы, низко склонившуюся к
волнам, и примутся расчесывать гребнем свои чудные зеленые волосы, по
которым всегда струится вода. Бледнолицые и прекрасные, они поют
восхитительные песни и неземными голосами заманивают к себе неосторожных
рыбаков и припозднившихся путников. Беда, если кто поддастся их чарам!
Крепко обнимет русалка околдованного парня и утащит на дно глубокого
омута. А уж в воде от русалки никому не спастись, да и какой смертный
захочет вырваться из нежных объятий!
Летом,
когда начинает цвести рожь, русалки оставляют речные и озерные омуты и
выходят на землю. Они качаются на ветках березы, и луна для них светит
ярче обычного. В эту пору, на «русальей неделе», ни одна девушка не
решится одна, без подруг, пойти в лес, опасаясь попасться русалкам:
увлекут, заморочат голову так, что домой не воротишься, а то возьмут и
защекочут до смерти. А парням и вовсе беда: очень уж хочется русалкам
земной любви!
У
древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Еще в XIX
веке исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались
помогать росту хлебов. В ходе проникновения христианства в народную
жизнь русалки стали рассматриваться как нечистая сила. Представления о
русалках стали схожи с представлениями об вампирах. «Русалья неделя»
стала начинаться с Троицына дня, четверг на троицкой неделе превратился в
«день русалок». В дни этого праздника нельзя было работать. Нарушителей
запрета русалки могли наказать, вытаптывая их посевы и насылая порчу на
скотину. В троицкий четверг (семик) девушки плели венки и оставляли их в
лесу, чтобы русалок задобрить
Семаргл (Симаргл)
Божество, входившее в
систему государственной религии Киевской Руси. Его идол был установлен
на капище князем Владимиром в 980 году, наряду с идолами Перуна,
Стрибога, Велеса и др.
Существуют
различные взгляды на происхождение этого божества. Наиболее убедительны
те, согласно которым это божество было заимствовано из верований
ираноязычных племен, соседствовавших с восточными славянами. Некоторые
ученые предполагают, что народы Киевской Руси заимствовали его у скифов.
Семаргл воодушевлял воинов в бою. Ряд исследователей считает, что
Семаргл был божеством — покровителем растительности и плодородия,
охранителем семян, ростков и корней растений. Считалось, что он
выступает и как посредник между людьми и богами. Семаргл имел вид
«крылатого пса», изображение которого археологи часто находят на
древнерусских украшениях (браслетах, подвесках).
Чёрт
Черт
- персонаж русского фольклора, злобный дух, приносящий людям только
неприятности. По-другому еще называют его анчутка, лукавый, нечистый,
рогатый и т.д. Представления о черте живы с языческих времен, но с
установлением христианства на Руси его стали отождествлять с дьяволом.
Чтобы не вызвать черта, стараются не произносить его имени, особенно
когда стемнеет. По поверьям, черт может летать и, как всякая нечисть,
мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Так что лучше о нем
помалкивать, не то сей «беспятый, рогатый, противный» будет тут как тут!
В
народных поверьях черта представляют в виде человекоподобного существа,
некоторые части тела которого взяты от разных животных: у него рога,
копыта, хвост, свиной пятачок вместо носа, тело его покрыто шерстью.
Распространено убеждение в том, что черти хромые. Они сломали себе ноги,
когда Бог низверг с неба восставших против него ангелов, которые и
превратились в чертей. Живут черти в аду и разными способами мучают там
грешников. Народные поверья различают младших и старших чертей.
Самый
главный нечистый дух - сатана. Он командует всеми чертями, посылает их
на землю творить людям зло. Черт может явиться в любом облике (человека,
животного, растения или какого-либо предмета), внушает человеку
нечистые помыслы, толкает на неблаговидные поступки. Согласно народным
поверьям, именно черти выдумали водку, табак и карточные игры, чтобы
погубить как можно больше людей. Считалось, что к людям богобоязненным и
праведным черти подступить не могут, они их боятся. В качестве оберега
от нечистой силы над дверью дома вешали растения — лук, чеснок,
чертополох.
Черти
часто являются персонажами сказок, в которых положительные герои
(мужик, солдат, младший сын), как правило хитростью, побеждают «нечистую
силу». |