Алконост
В
византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, живущая в
Ирии — славянском раю. Лицо у нее женское, тело птичье, а голос
навевает сладкие сны. Услышавший пение Алконоста от восторга забывает
обо всем на свете, но зла от нее нет, в отличие от другой райской птицы —
темной птицы Сирин, которая своим пением убивает людей. Согласно
легенде, Алконост несет яйца на берегу моря, но не высиживает их, а
погружает в морскую пучину. После чего семь дней, пока не вылупятся
птенцы, стоит тихая безветренная погода. Сказание об Алконосте
перекликается с древнегреческим мифом об Алкионе. Алкиона («Зимородок»)
была женой фессалийского царя Кеика. Однажды Кеик («Чайка») не вернулся
из морского путешествия, и безутешная Алкиона в отчаянии бросилась со
скалы в море. Боги были потрясены случившимся и обратили погибших
супругов в зимородка и чайку. С той поры, когда зимородок высиживает
яйца (в период зимнего солнцестояния), боги запрещают ветрам поднимать
волны, чтобы не смыть гнездо. В это время море безопасно для
путешествий.
Баба-Яга
Лесная старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народного мифотворчества славян.
Вид у нее не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий: одна нога
как у скелета, длинный нос до подбородка достает. Эксцентричному облику
злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения: Баба-яга
летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом.
Повинуются Бабе-яге все звери, но самые верные ее слуги — черные коты, вороны и змеи.
Живет она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за
огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только
попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к
лесу задом, ко мне передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу.
Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо
замка — рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей
между миром живых и мертвых, а избушку ее — вратами в потустороннее
царство.
В
сказках Баба-яга часто выступает как антагонист героев, которые борются
с ней и силой или хитростью побеждают. Колдунья (варит всяческие зелья)
и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно забредшего в
ее избушку путника, но, как правило, оказывается одурачена и наказана.
Иногда
Баба-яга предстает в образе дарительницы, помощницы героев. Тогда она
помогает им, указывает дорогу, снабжает волшебными предметами и дает
мудрые советы.
Банник
В славянской мифологии
дух, обитающий в бане. Банника представляли в виде маленького,
тощенького, беззубого старикашки с длинными волосами и всклокоченной
бородой. Живет этот дух в крестьянской бане за печкой-каменкой или под
полком, на котором парятся. Хотя он невидим, иногда может показываться в
человеческом облике. По поверьям, банник — злой дух.
Может плеснуть кипятком или бросить горячим камнем; если не убежишь
умеючи, то есть задом наперед, может и совсем запарить, а все будут
думать, что просто угорел человек.
Банник
всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три
очереди, а потому четвертой перемены, или четвертого пара, все боятся:
считается, что в эту пору моются черти, лешие, русалки.
Добиваются
расположения банника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо
посыпанный крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного
воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу — веник: духи любят
внимание и заботу!
Несмотря
на поговорку «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле
считается нечистым местом. Ни один добрый хозяин не решится поставить
на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мыши испортят все
припасы, либо жди нового пожара.
Вий
Персонаж восточнославянской мифологии, сохранившийся в сказках.
Часто изображается как могучий старик с огромными бровями и необычайно
длинными ресницами (слово «вий» и означает ресницы). Они у него так
густо заросли, что совсем затмили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир,
нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы
железными вилами, но тогда уже ничто не утаится от его взоров.
Это мифическое существо,
у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал
Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые вию народной
молвой, не вошли в его поэтический рассказ. Например, иногда вия
представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает
людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный
взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех
случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский
город. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе
бога-громовержца Перуна: из-под облачных бровей и ресниц мечет он
молниеносные взоры и вызывает пожары и смерть...
Древние славяне считали вия способным насылать ночные кошмары и видения.
Водяной
В славянской мифологии - владыка вод (болот, озер, рек и морей). Обычно это злой дух,
олицетворяющий водную стихию. Обитает он в водоворотах рек, в омутах
или в болотах, любит селиться под водяной мельницей, возле самого
колеса, оттого в старину всех мельников считали колдунами. Однако есть у водяных и свои дома, выстроенные из ракушек и самоцветных речных камушков. В сказках и былинах водяного также отождествляют с «морским царем», который живет на дне морском в хрустальном дворце.
По поверьям, водяной — это старик с длинной седой или зеленой бородой. Часто его представляют и как черта
с рожками и большим животом. При дневном свете водяной скрывается в
глубине вод, а в ночном сумраке выплывает на поверхность в образе то
замшелого бревна, то крупной рыбы,
а то и в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне
волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца — седы.
Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на
ущербе — стар.
Вынырнет
водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на голову шапку
из водорослей, оседлает корягу и поплывет проказить. То гулко хлопает
по воде, то среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится,
запенится вода, выскочит из нее водяное чудо и тут же скроется, а через
мгновение вдалеке от этого места вновь заклубится вода и вновь покажется
голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск, громко раздается во все стороны плеск волн.
В
своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Он
заманивает человека в воду и топит его, способен разрушить запруды,
может подарить рыбакам богатый улов или разгоняет всю рыбу и рвет сети.
Поэтому мельники и рыбаки старались его умилостивить: бросали в воду
хлеб или приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (петуха, кошку, собаку), рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.
Волоты
Великаны в славянских сказках.
Жили они в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и людская
молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу.
Буря-богатырь сражается с ветрами, Горыня, или Вертогор, ворочает
гигантские горы. Дубыня, или Вертодуб, вырывает с корнем могучие дубы, а
Усыня запрудил бородой реку, и по его усу, как по мосту, ходят люди. У
этих великанов и жены были им под стать. Баба Алатырка или Баба
Горынинка, например, ни в чем мужьям не уступали, а, разъярившись, даже
превзойти их могли. Также назывались волотами некие обитавшие в
подземных пещерах одноглазые существа, имевшие по одной руке и одной
ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое,
но уж тогда бегали они с немыслимой быстротой.
Древние курганы, под которыми, по поверьям, покоятся сказочные исполины — волоты и богатыри, названы в народе волотками.
Гамаюн
В славянском эпосе
вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий божественные гимны на
блаженном Макарийском острове. Согласно Велесовой Книге, Гамаюн являлся
воплощением бога мудрости Велеса. Считалось, что Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Своим пением он открывает будущее тем, кто умеет слышать тайное.
По поверьям, летящий с восхода солнечного Гамаюн возвещает приход смертоносной бури. |